Аллегории добродетелей и пороков в европейском искусстве VIII–XVIII вв.
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Борьба сил Добра и Зла – одна из ведущих тем европейского искусства средних веков, Возрождения, эпохи барокко. Персонификации положительных и отрицательных качеств человека изображаются в книжной миниатюре, монументальной живописи, мозаике и скульптуре со времен Каролингов вплоть до XIX столетия. Описанная в «Психомахии» Аврелия Пруденция Клемента победа Добродетелей над Пороками выступала в качестве сюжетов искусства книги эпохи Каролингов и Оттонов, скульптуры фасадов романских и готических храмов, в мемориальной пластике и аллегорической живописи Ренессанса и барокко. Средневековое искусство порождает несколько вариантов трактовки сюжета – сражение Добродетелей в образе дев-воительниц со звероподобными монстрами – Грехами, аллегорическое воплощение сил добра и зла в виде животных, жанровая трактовка темы в форме «бытовых» сцен. Ренессансная традиция обращается к персонификациям добрых и злых сил в монументальных росписях (Джотто) и мемориальной пластике, нередко в качестве символического обозначения используются сюжеты Священного Писания. В XVII в. аллегории Добродетелей фигурируют в сценах триумфов и прославления властителей, в праздничном оформлении шествий (П. П. Рубенс), в монументальных росписях (Пьетро да Кортона), в декоративно-прикладном искусстве.
- Арутюнян Юлия Ивановна
- Katzenellenbogen A. Allegories of the Virtues and Vices in Medieval Art from early Christian times to the thirteenth Century / transl. Alan J. P. Crick. London: Warburg Inst., 1939. VIII, 102 p.
- Auber, M. L`abbe. Histoire et theorie du symbolisme religieux avant et depuis le chretienisme. Paris: Libr. de Féchoz et Letouzey, 1871–1884. Vol. 1–2.
- Allegory, Myth and Symbol / ed. M. W. Bloomfild. London: Harvard Univ. Press, 1981. X, 390 p.
- Ferguson G. W. Signs and Symbols in Christian Art. New York: Oxford Univ. Press, 1954. 258 p.
- Carlsson Fr. The Iconology of Tectonics in Romanesque Art. Hassleholm: Am-Tryck, 1976. 232, [96] p.
- Vries Ad de. Elsevier’s dictionary of symbols and imagery. 2nd, enl. ed. Amsterdam, et al.: Elsevier, 2004. XXXIX, 627 p.
- Woodford A. Medieval Iconography of the Virtues. A Poetic Portreture // Speculum. 1953. Vol. 28, № 3, July. P. 521–524.
- Male E. L’art religieux du XIII siècle en France. 3e éd. Paris: Libr. Armand Colin, 1910. 486 p.
- Male E. The Religious Art in France. The XIIth century. A Study of the Origins of Medieval Iconography. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1978. 575 р.
- Male E. L’art religieux de la fin du Moyen Age en France: étude sur l’iconographie du Moyen Age et sur ses sources d’inspiration. Paris: Libr. Armand Colin, 1922. 512 p.
- Bréhier L. Les chapiteaux historiés de Notre-Dame du Port à Clermont. Étude iconographiquе // Revue de l’art chrétien, 1912, Vol. .62, juillet-août. P. 249–262, 339–350.
- Nordström F. Virtues and Vices on the XIVth century Corbels in the Choir of Uppsala Cathedrale. Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1956. 136 p.
- Rochais, L`abbe. Les chapiteaux de l’eglise de Saint-Nectaire // Bulletin Monumental. 1909. Vol. 73. P. 213–242.
- Swiechowski Z. La sculpture romane d’Auvergne. Clermont-Ferrand: Éd. de Bussac, 1973. 422 p.
- Terret V. l`abbe. La sculpture bourguignonne aux XIIe et XIIIe siecles, ses origines and ses sourses d’inspiration. Autun: L’auteur, 1925. Vol. 1–2.
- Tuve R. Notes on the Virtues and Vices. Part I // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1964. Vol. 26, № 3/4. P. 264–303.
- Tuve R. Notes on the Virtues and Vices. Part II // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1963. Vol. 27, № 1. P. 42–72.
- Woodruff H. The Illustrated Manuscripts of Prudentius // Art Studies: Medieval, Renaissance and Modern. Cambridge, 1929. Vol. 7. P. 35–78.
- Michel P. H. Les fresques de Tavant. La crypte. Paris : Ed. du Chene,1956. 17 p.
- Webber M. The Frescoes of Tavant // Art Studies. 1925. № 3. P. 83–92.
- Зубова М. В. Фрески Тавана. Москва, 1991. 76 с.
- Malamud M. A poetics of transformation: Prudentius and classical mythology. Ithaca, New York, London: Cornell Univ. Press, 1989. XIII, 192 p.
- Арутюнян Ю. И. Ктиторская капитель из Клермона: попытка прочтения // Проблемы развития зарубежного искусства. Санкт-Петербург: СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина (РАХ), 2005. С. 18–24.
- Wittkower R. Allegory and Migration of Symbols. London: Times and Hudson, 1987. 223 р.
- Панофский. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. Москва: Азбука-классика, 2006. 640 с.
- Ракова А. Л. Праздник — любимая игрушка государей. Санкт-Петербург: Гос. Эрмитаж, 2004. 224 с.
- Символы и емблемата указом и благоповедении Его Освященнейшаго Величетва Высокодержавнейшаго и Пресветлейшаго Императора Московскаго, Великаго Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича… Amstelaedami, 1705. 281, [10] c.