научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Библиотечно-информационное образование в контексте нормативных и социальных трансформаций

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Рассмотрены стратегические нормативно-правовые документы федерального уровня, определяющие ключевые требования, предъявляемые к профессиональной деятельности библиотечно-информационных специалистов. Проведен анализ внешней и внутренней среды библиотек и образовательных организаций и сформулированы тенденции, влияющие на их развитие: цифровизация, рост объема открытых данных, усиление оценочной и аналитической функций библиотечных специалистов, анонимизация пользователей. Предложены направления развития высшего библиотечно-информационного образования с учетом актуальных общественно-профессиональных потребностей: дифференциация профильных компетенций, формирование смешанного образовательного пространства, сопряжение учебных планов, потребностей практики, перспективных форм деятельности, нормативных требований и ожиданий абитуриентов, проведение фундаментальных и прикладных исследований, обеспечение эффективности внутриотраслевого библиотечного взаимодействия.

  • Тургаев Александр Сергеевич
  • Мутьев Виктор Алексеевич
  • Тургаев А. С. Подготовка кадров в библиотечноинформационной сфере (опыт Санкт-Петербургского государственного института культуры) // Библиотековедение. 2016. Т. 65, № 5. С. 487–492.
  • О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/63728 (дата обращения: 14.03.2023).
  • О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 1 дек. 2016 г. № 642 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (дата обращения: 14.03.2023).
  • О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 02.07.2021 № 400 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 14.03.2023).
  • Об утверждении Основ государственной культурной политики: указ Президента Рос. Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения: 16.04.2023).
  • Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 февр. 2016 г. № 326-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения 16.04.2023).
  • Мутьев В. А. Управление государственными программами регионального уровня в библиотечноинформационной сфере: теоретико-методологический и организационный подходы: дис. … канд. пед. наук: спец. 05.25.03 «Библиотековедение, библиография и книговедение» / С.-Петерб. гос. ин-т культуры. Санкт-Петербург, 2017. 229 с.
  • Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13 марта 2021 г. № 608-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/573910950 (дата обращения 16.04.2023).
  • Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»: утв. приказом М-ва труда и социал. защиты Рос. Федерации от 14 сент. 2022 г. № 527н // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202210140007 (дата обращения: 14.03.2023).
  • Брежнева В. В., Крымская А. С. На пути к эффективному библиотечно-информационному образованию: взгляд российских исследователей // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 2. С. 211–222.
  • Козленко Е. Ю., Вайцехович Н. Ю. Библиотечно-информационное образование цифровой эпохи: ожидания студентов // Библиосфера. 2022. № 2. С. 28–37.
  • Эльяшевич Д. А., Мутьев В. А. Магистерский учебник по книговедению: основные проблемы и перспективы подготовки // Библиосфера. 2022. № 3. С. 5–16.
  • Wyman A., Imamverdiyev M. Global trends and transformations in library science education // Information and learning sciences. 2018. Vol. 119, № 3/4. P. 215–225.
  • Мутьев В. А. Библиотечно-информационная деятельность: эволюция как условие сохранения единства // Наука и библиотека: сб. науч. тр. / сост. А. Е. Жуков, А. В. Прохоренко; отв. ред. Н. В. Колпакова. Санкт-Петербург, 2022. Вып. 4. С. 5–12.
  • Брежнева В. В., Шукшин С. И. Формирование цифровых компетенций будущих сотрудников библиотечно-информационных учреждений // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 4. С. 55–61.
  • Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. 2-е изд. Москва: Гиперборея: Кучково поле, 2007. 462 с.
  • Мутьев В. А., Эльяшевич Д. А. Теория медиа М. Маклюэна и современный книговедческий дискурс: точки пересечения // Библиосфера. 2021. № 4. С. 3–13.
  • Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. Москва: Альпина ПРО, 2021. 472 с.
  • Шрайберг Я. Л., Лопатина Н. В. Яков Шрайберг: «Будущее библиотечного дела – с перспективой» // Культура: теория и практика: электрон. науч. журн. 2022. № 5. URL: http://theoryofculture.ru/issues/127/1567/ (дата обращения: 13.03.2023).
  • Мутьев В. А. Книговедческие образовательные программы и учебные дисциплины в зарубежных вузах // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. Т. 220. С. 37–47.
  • Federer L. Defining data librarianship: a survey of competencies, skills, and training // Journal of the medical library association. 2018. Vol. 106, № 3. P. 29
  • Лопатина Н. В., Алтухова Г. А., БончБруевич С. В. Педагогическое мастерство в структуре цифровых форматов образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5. С. 170–179.
Авторы: Тургаев Александр Сергеевич
Мутьев Виктор Алексеевич
Рубрика: Документальная информация
Страницы: 171-179
УДК: 378.014.5:02
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-2-171-179
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, высшая школа, образовательные практики, социальные трансформации, профессиональный стандарт
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь