научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

От Эрика Сати к Брайану Ино: пути развития массовой музыкальной культуры

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Массовая музыкальная культура – сложный феномен, претерпевающий постоянные изменения под влиянием цивилизационных перемен. История массовой музыкальной культуры на сегодняшний день составляет уже более столетия, она освещена в ряде авторитетных научных трудов, тем не менее ряд ее аспектов по-прежнему провоцирует дискуссии и нуждается в более глубоком теоретическом осмыслении. Цель статьи – проанализировать «меблировочную» музыку Э. Сати и «Музыку для аэропортов» Б. Ино как яркие проявления фоновой музыки, являющейся одним из направлений развития массовой музыкальной культуры в XX в. В большинстве современных отечественных исследований творчество Э. Сати анализируется с точки зрения принадлежности к академической музыке, здесь же основной акцент делается на тех его особенностях, которые в дальнейшем спровоцировали развитие феномена массовой музыкальной культуры. Наследие Б. Ино также не является новой темой для отечественного искусствоведения, однако многие его аспекты представляют широкое поле для исследований. Если в Европе и США эмбиент регулярно становится предметом научных работ, диссертаций, статей, то в России он пока не получил должного внимания и остается за рамками большинства исследований, посвященных проблемам массовой музыкальной культуры. Параллель «Э. Сати – Б. Ино» позволяет охарактеризовать один из многочисленных путей развития массового музыкального искусства и за счет анализа конкретных композиций раскрыть его специфику.

  • Загреднюк Александра Евгеньевна
  • Акопян К. З. Массовая культура: учеб. пособие, Москва: Альфа-М, 2004. 304 с.
  • Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Москва: АСТ, 2016. 256 с.
  • Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. Москва: Музыка, 1994. 160 с.
  • Вейценфельд А. И. Массовая музыкальная культура: учеб. пособие. Москва: ГИТИС, 2000. 431 с.
  • Orledge R. Satie the composer. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2008. 440 p.
  • Vanel H. Triple Entendre: Furniture Music, Muzak, Muzak-Plus. Champaign, Illinois: Univ. of Illinois press, 2013. 216 р.
  • Никифорова Ю. От меблировочной музыки к музыке окружающей среды: от Эрика Сати – к Брайану Ино // Исследования молодых музыковедов. 2020. № 6. С. 203–210.
  • Стракович Ю. В. Фоновая музыка: вчера, сегодня, завтра // Художественная культура: электрон. науч. журн. 2013. № 4 (9). URL: http://artculturestudies. sias.ru/2013-4/istoriya-i-sovremennost/687.html (дата обращения: 23.12.2022).
  • Журавлева Д. О. Аудиальное воплощение образа аэропорта (на материале двух альбомов в жанре ambient) // Материалы 55-й Международной научной студенческой конференции. Секц. История и теория искусств. Новосибирск, 2017. С. 37–38.
  • Szabo V. L. F. Ambient Music as Popular Genre: Historiography, Interpretation, Critique: a dis. presented to the Graduate Fac. of the Univ. of Virginia in Candidacy for the Degree of PhD. Virginia, USA: Univ. of Virginia, 2007. 397 p.
  • MacDonald I. Before and After Science // New Musical Express. 1977. Nov. 26. URL: http://music. hyperreal.org/artists/brian_eno/interviews/nme77a. html#night (дата обращения: 12.12.2022).
  • Szabo V. L. F. Unsettling Brian Eno’s Music for Airports // Twentieth-Century Music. 2017. Vol. 14, № 2. P. 305–333.
  • Чертков И. Эмбиент. Ч. 1. История и особенности // ВКонтакте. Группа «Сэмплоделика. Статьи о музыке. Сэмплинг». URL: https:// vk.com/@musicarticles-embient-1 (дата обращения: 12.12.2022).
  • Makomaska S. Muzyka na peryferiach uwagi: od «musique d’ameublement» do audiomarketingu. Warszawa: Wydawnictwo Uniw. Warszawskiego, 2021. 364 p.
Авторы: Загреднюк Александра Евгеньевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 43-49
УДК: 78.036
DOI: 0.30725/2619-0303-2023-3-43-49
Ключевые слова: массовая музыкальная культура, фоновая музыка, Э. Сати, Б. Ино, эмбиент, меблировочная музыка, музыка для аэропортов
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь