научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Фотография и фотолитература как часть языка идеологий ХХ века

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Советская фотография является предметом исследований разных дисциплин уже ни одно десятилетие. Несмотря на многочисленные статьи об особенностях фотографии в СССР, вопросы сопоставления ее с работами зарубежных фотографов, оценка роли фотолитературы на формирование художественных образов остаются не освещенными. При этом основное внимание сосредоточено на идеологических установках без оценки образовательного фактора. Сосредоточив внимание на фотографических справочниках, в этой статье рассматриваются следующие вопросы. Каковы справочники и способы их формирования в странах с различными политическими идеологиями? Есть ли взаимосвязь между содержанием руководств для фотографов и создаваемыми ими изображениями? Источниковой базой исследования стали справочники для фотографов, изданные в СССР и США в 1920–1960 гг.; изображения из ретроспективных изданий западных фотографических коллекций; фотографии, опубликованные в журнале «Советское фото»; фотоколлекции, представленные на сайте Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации. Основываясь на анализе и сопоставлении контента справочников, сделаны выводы об основных образовательных стратегиях для фотографов в ХХ в. Сравнение репрезентативной части произведений советских и американских фотографов 1920–1960-х гг. дает представление о схожих сюжетах и темах, которые имели наибольшие отличия в каждом хронологическом периоде. Результаты исследования вносят вклад в изучение фотографии как инструмента политических идеологий. Демонстрируется универсальность фотоизображений в странах с различной социально-экономической политикой. Данная работа обеспечивает основу для будущих изучений советских образовательных программ в области фотографии.

  • Станулевич Надежда Алексеевна
  • Болтянский Г. М. Фото-кружок за работой. Москва: Акционер. изд. о-во «Огонек», 1929. 68 с.
  • Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894–1994. Очерки по истории отечественной фотографии. Москва: Комкнига, 2005. 392 с.
  • Стигнеев В. Т. Формирование жанра фоторепортажа в советской фотографии 1920-х гг. // Художественная культура. 2018. № 2 (24). С. 168–193.
  • Карасик М. С. Фотокнига СССР. Санкт-Петербург: РОСФОТО, 2015. 152 с.
  • Макаров А. Н. Индустриализация и формирование «нового» человека в изображении фото- и кинохроники 1930-х гг. (по материалам Магнитогорска) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. № 1 (31). С. 113–125.
  • Макаров А. Н. Советский индустриальный фоторепортаж 1930-х гг. как средство стереотипизации массового сознания // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. № 3 (37). С. 111–124.
  • Коробкова С. С. Индустрия социализма: иконография рабочего в советской репортажной фотографии 30-х годов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2008. Т. 178. С. 79–85.
  • Заковырина Н. С. Создание и эволюция журнала «Советское фото» 1926–1931 // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 56, вып. 23. С. 193–204.
  • Стигнеев В. Т. Зарождение советской фотографии: 1920-е годы. Москва: ЛЕНАНД, 2016. 240 с.
  • Головина О. С. Русская фотографическая периодика (1858–1918 гг.) // Фотография. Изображение. Документ. 2010. Вып. 1 (1). С. 55–75. 11. Прокудин-Горский С. М. К читателям // Фотограф-любитель. 1906. № 8. С. 227–229.
  • Арнольд Р. Kodak ensemble: мода, визуальные образы и материальность в Америке 1920-х годов // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 3 (57). С. 71–107.
  • Прокудин-Горский С. М. К читателям // Фотограф-любитель. 1907. № 5. С. 131–134.
  • Agfa Formulas for the Photographic use. Binghamton: Agfa Ansco Corporation, 1928. 31 p.
  • Agfa Cameras and Film for Amateur Use: Cameras and accessories films, papers, chemicals. New York: Agfa Publ. dep., 1928. 36 p.
  • Mees C. E. K. The fundamentals of photography. Rochester: Eastman Kodak Comp., 1921. 120 p.
  • How to make good picture. A book for the amateur photographer. 12th ed. Rochester: Eastman Kodak Comp., 1922. 172 p.
  • Лауберт Ю. К. Фотографические рецепты и таблицы: сб. испытан. рецептов по всем фотогр. процессам. Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1927. 335 с.
  • А. В. Луначарский и фотография // Фотограф. 1926. № 3/4. С. 3–8.
  • Фогель Э. Карманный справочник по фотографии: рук. для фотографов-любителей. Москва: Гос. изд-во легкой промышленности, 1934. 368 с.
  • Лауберт Ю. К. Рецепты и таблицы по фотомеханике и фотографии. Москва; Ленинград: Гос. изд-во легкой промышленности, 1941. 256 с.
  • Краткий фотографический справочник / под ред. В. В. Пуськова, 2-е изд. Москва: Гос. изд-во «Искусство», 1953. 480 с.
  • Микулин В. П. Фоторецептурный справочник для фотолюбителей. 2-е изд. Москва: Гос. изд-во «Искусство», 1960. 224 с.
  • How to make good pictures: an entertaining authoritative handbook for everyone who takes pictures. 2nd ed. Rochester: Eastman Kodak Comp., 1972. 192 p.
  • Дайер Дж. Самое время. Санкт-Петербург: Клаудберри, 2017. 368 с.
  • 20th Century Photography: Museum Ludwig Cologne. Koln: Taschen. 1996. 760 p.
  • Bendavid-Val L. Propaganda & dreams. Photographing the 1930s in the USSR and the US. Zurich, New York: Ed. Stemmle, 1999. 223 p.
Авторы: Станулевич Надежда Алексеевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 95-101
УДК: 77:7.038.53”1920/1960”
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-3-95-101
Ключевые слова: фотожурнал, справочник, Советское фото, визуальный образ, портрет, спорт, архитектура, Kodak, Agfa
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь