научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Неофициальное искусство Саратова: проблема эволюции художественного языка в 1960–1980-е гг.

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Неофициальное искусство Саратова 1960–1980-х гг. долгое время не рассматривалось в искусствоведении как отдельный художественный феномен. Во многом это связано с сильным влиянием на саратовских художников неофициального искусства Ленинграда и Москвы. Кроме этого, саратовцы почти не объединялись в художественные группировки с общими программами, что затрудняет изучение основных тенденций в развитии этой региональной школы. Тем не менее в последнее десятилетие обсуждение специфики саратовской школы приобрело актуальность  – появились публикации, посвященные вопросам формирования саратовского неофициального искусства и творчеству его ключевых мастеров (М. Н. Аржанова, В. Ф. Чудина, В. А. Солянова, В.  В.  Лопатина, Л.  Е.  Перерезовой). На этапе 1960–1980-х  гг. художественный язык саратовского неофициального искусства представлял собой синтез ряда подходов: интерпретации наследия отечественной живописи конца XIX – начала XX в., развития эстетической и философской системы Н. М. Гущина и освоения актуальных художественных явлений, прежде всего, абстрактной тенденции в искусстве второй половины XX в.

  • Любимова Анастасия Игоревна
  • Беляева Г. А. Советский художник: конструирование профессиональной идентичности в государственной политике и ее региональных вариациях (1918–1932) // Человек как проект. Саратов: ЛИСКА, 2016. С. 72–120. (Интерпретация культурных кодов; 2016).
  • Дорогина Е. А. «Третий путь» в саратовском изобразительном искусстве 1930-1940-х годов (И. Н. Щеглов) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2018. № 4 (90). С. 120–124.
  • Дорогина Е. А. Художественная жизнь в Саратове конца 1940-х годов: истоки неофициального искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2017. № 12 (86), ч. 2. С. 66–70.
  • Богадельщикова М. А. Документальное повествование о художнике Михаиле Николаевиче Аржанове (1924–1981) // Волга – ХХI век. 2007. № 7/8. С. 237–264.
  • Красноперова Л. В. Магеста. Новое произведение В. Солянова как синергетическое пространство // Лавка языков: сайт. URL: https:// vladivostok.com/speaking_in_tongues/ (дата обращения: 29.06.2023).
  • Солянов В. А. Магеста: [сборник]. Саратов: Сарат. худож. музей им. А. Н. Радищева, 2003. 150 с.
Авторы: Любимова Анастасия Игоревна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 125-129
УДК: 7.036(470.44-25) ”1960/1980”
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-3-125-129
Ключевые слова: неофициальное искусство Саратова, искусство XX века, искусство нонконформизма, авангард, абстракционизм
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь