научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Адаптация культурно-образовательной деятельности музея для незрячих и слабовидящих посетителей

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
Цель статьи – выявить методику адаптации культурно-образовательных программ для слепых и слабовидящих детей. Социализация и инкультурация детей с инвалидностью очень важна, сегодня различными социокультурными институтами предпринимаются шаги в данном направлении, музеями ведется деятельность по актуализации наследия. Однако внимания этнокультурному наследию уделяется недостаточно, в то время как важно презентовать данный пласт наследия, особенно в поликультурных регионах России. Необходима разработка методики репрезентации этнического наследия в рамках культурно-образовательных программ. Установлено, что такие программы должны быть основаны на принципе мультисенсорного восприятия, необходимо задействовать все компенсаторные чувства, активизировать аудиальный, сенсорный, кинестетический каналы восприятия. Тактильный осмотр реализуется за счет создания рельефных иллюстраций, тактильных копий, реплик, а также формирования интерактивного фонда. Индивидуальные тексты интерпретаторов строятся с учетом требований тифлокомментирования.
  • Абрамова Полина Валерьевна
  • Побожакова Анастасия Алексеевна
  • Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ). URL: https://sfri.ru/ (дата обращения: 15.11.2023).
  • Родионова Д. Д., Побожакова А. А. Опыт работы музеев Кузбасса с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 46. С. 165–171.
  • Проект «Этнография для всех» реализует музей Торум Маа // Концертно-театральный центр «Югра-Классик». URL: https://ugraclassic.ru/news/ newsculture/proekt-etnografiya-dlya-vsekh-realizuetmuzey-torum-maa/ (дата обращения: 15.11.2023).
  • Донина И. Н. Музейные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья / Рос. этногр. музей. URL: https://seminar.cultmanager.ru/ (дата обращения: 15.11.2023).
  • Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. Москва: Полиграф сервис, 2000. 249 с.
  • Исаханова Ю. Р. Разработка и проведение занятий для слепых и слабовидящих посетителей в естественно-научном музее на примере Государственного Дарвиновского музея: метод. пособие. Москва, 2019. 77 с.
  • Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. 2005. № 6. С. 33–40.
  • Абдуллина Л. Б., Петрова Т. И., Берзина Р. Ф. Роль этнокультурного компонента в развитии личности младшего школьника // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 71–74.
  • Вачеян Л. А. Использование технологии тифлокомментирования в коррекционно-развивающей работе с незрячими детьми // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 3. С. 210–214.
  • Раренко М. Б. Аудиодескрипция и тифлокомментирование как особые формы реализации аудиовизуального перевода // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2017. № 10 (783). С. 215–232.
  • Музей ощущений: слабовидящие и незрячие посетители. Опыт Музея современного искусства «Гараж»: сб. материалов. Москва, 2018. URL: https://specialviewportal.ru/uploads/metodic.pdf (дата обращения: 15.11.2023).
  • Ваньшин С. Н. Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых: инструкт.-метод. пособие / под общ. ред. В. С. Степанова, С. Н. Ваньшина. Москва: ИПТК «Логосвос», 2011. 61 с.
Авторы: Абрамова Полина Валерьевна
Побожакова Анастасия Алексеевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 6-12
УДК: 376.3:[008:39]
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-4-6-12
Ключевые слова: инклюзия, адаптация, этнокультурное наследие, репрезентация, музей, культурно-образовательная деятельность, тактильный экспонат
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь