Культура чтения в контексте матетики Я. А. Коменского
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Рассматривается терминология культуры и культуры чтения с позиций культурологии и читателеведения. Приведены содержательные и структурные основы культуры чтения. Высказана идея о понимании культуры чтения как универсуме и метакультуре в парадигме всеобщности в историографии чтения. Анализируются концептуальные основы культуры чтения в наследии Я. А. Коменского в сопряжении с матетикой – наукой об ученичестве. Обосновывается ее когнитивный потенциал с учетом констант культуры чтения для решения жизненных задач человека, его социализации и созидания в целостности образования в мире цифрового чтения. Ставится задача дальнейших исследований культуры чтения – константной категории в историографии читателеведения для выявления закономерностей в совершенствовании текстовой деятельности в условиях цифровизации образования в парадигме всеобщности.
- Бородина Валентина Александровна
- Мухин А. С. Культурологическое образование в XXI в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3. С. 17–25.
- Загашев И. О. Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс Дента, 2003. 284 с.
- Бородина В. А. Не стать Иванами, не помнящими родства: Российская традиция работы с книгой // Библиотечное дело. 2006. № 10. С. 7–10.
- Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: сб. материалов / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршикова. Москва: МЦБС, 2009. 480 с.
- Ядровская Е. Р. Анализ и соотношение понятий «литературное развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5 (17). С. 132–139.
- Тихомирова И. И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности? // Библиотечное дело. 2006. № 10. С. 11–20.
- Нейман Б. Методика работы с книгой: крит.- библиогр. обзор. Москва; Ленинград: Госиздат, 1928. 160 с.
- Бородина В. А., Бородин С. М. Словарь–справочник по чтению: практикум. Москва: РШБА, 2017. 232 с.
- Чирва А. Н. Энциклопедия книгочея: Книга. Читатель. Чтение. Изд. 2-е. Москва: ИЦ «Мой учебник», 2008. 624 с.
- Чтение: энцикл. слов. / под ред. Ю.П. Мелентьевой. Москва : Наука, 2021. 448 с.
- Ариарский М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. Санкт-Петербург: Концерт, 2012. Т. 1: Методология и методика постижения культуры. 400 с.
- Словарь библиотечных терминов. Москва: Книга, 1976. 224 с.
- Гинкен А. А. О чтении и книгах. СанктПетербург: тип. А. В. Орлова, 1913. Вып. 1: Очерк истории книг и книгохранилищ. 133 с.
- Гинкен А. А. О чтении и книгах. СанктПетербург: тип. А. В. Орлова, 1914. Вып. 3: Облагораживающее чтение, великие читатели и великие книги. 168 с.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва, 1982. Т. 2. 576 с.
- Матетика и будущее педагогики: сб. тезисов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 425-летию Я. А. Коменского / под. ред. Н. Р. Сабаниной ; ред.-сост. Н. П. Лябина. Москва: МПГУ, 2017. 98 с.
- Меськов В. Образование как концепт Матетики // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI века: материалы междунар. науч.-практ. форума / ред. С. М. Марчукова. Санкт-Петербург: Петершуле, 2017. C. 118–129.
- Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами – первейшим инструментом развития природных дарований: речь, произнес. в большой аудитории Патакской шк. 28 нояб. 1650 г. перед началом занятий // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 34–43.
- Коменский Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Москва: Педагогика, 1989. С. 106–136.
- Джибладзе Г. Н. Философия Коменского. 2-е изд., доп. и испр. Москва: Педагогика, 1982. 168 с.
- Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / пер. с лат. Ю. Н. Дрейзина; под ред. и со вступ. ст. А. А. Красновского. 2-е изд. Москва: Учпедгиз, 1957. 351 с.