научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Культура чтения в контексте матетики Я. А. Коменского

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Рассматривается терминология культуры и культуры чтения с позиций культурологии и читателеведения. Приведены содержательные и структурные основы культуры чтения. Высказана идея о понимании культуры чтения как универсуме и метакультуре в парадигме всеобщности в историографии чтения. Анализируются концептуальные основы культуры чтения в наследии Я. А. Коменского в сопряжении с матетикой – наукой об ученичестве. Обосновывается ее когнитивный потенциал с учетом констант культуры чтения для решения жизненных задач человека, его социализации и созидания в целостности образования в мире цифрового чтения. Ставится задача дальнейших исследований культуры чтения – константной категории в историографии читателеведения для выявления закономерностей в совершенствовании текстовой деятельности в условиях цифровизации образования в парадигме всеобщности.

  • Бородина Валентина Александровна
  • Мухин А. С. Культурологическое образование в XXI в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3. С. 17–25.
  • Загашев И. О. Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс Дента, 2003. 284 с.
  • Бородина В. А. Не стать Иванами, не помнящими родства: Российская традиция работы с книгой // Библиотечное дело. 2006. № 10. С. 7–10.
  • Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: сб. материалов / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршикова. Москва: МЦБС, 2009. 480 с.
  • Ядровская Е. Р. Анализ и соотношение понятий «литературное развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5 (17). С. 132–139.
  • Тихомирова И. И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности? // Библиотечное дело. 2006. № 10. С. 11–20.
  • Нейман Б. Методика работы с книгой: крит.- библиогр. обзор. Москва; Ленинград: Госиздат, 1928. 160 с.
  • Бородина В. А., Бородин С. М. Словарь–справочник по чтению: практикум. Москва: РШБА, 2017. 232 с.
  • Чирва А. Н. Энциклопедия книгочея: Книга. Читатель. Чтение. Изд. 2-е. Москва: ИЦ «Мой учебник», 2008. 624 с.
  • Чтение: энцикл. слов. / под ред. Ю.П.  Мелентьевой. Москва : Наука, 2021. 448 с.
  • Ариарский М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. Санкт-Петербург: Концерт, 2012. Т. 1: Методология и методика постижения культуры. 400 с.
  • Словарь библиотечных терминов. Москва: Книга, 1976. 224 с.
  • Гинкен А. А. О чтении и книгах. СанктПетербург: тип. А. В. Орлова, 1913. Вып. 1: Очерк истории книг и книгохранилищ. 133 с.
  • Гинкен А. А. О чтении и книгах. СанктПетербург: тип. А. В. Орлова, 1914. Вып. 3: Облагораживающее чтение, великие читатели и великие книги. 168 с.
  • Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва, 1982. Т. 2. 576 с.
  • Матетика и будущее педагогики: сб. тезисов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 425-летию Я. А. Коменского / под. ред. Н. Р. Сабаниной ; ред.-сост. Н. П. Лябина. Москва: МПГУ, 2017. 98 с.
  • Меськов В. Образование как концепт Матетики // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI века: материалы междунар. науч.-практ. форума / ред. С. М. Марчукова. Санкт-Петербург: Петершуле, 2017. C. 118–129.
  • Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами – первейшим инструментом развития природных дарований: речь, произнес. в большой аудитории Патакской шк. 28 нояб. 1650 г. перед началом занятий // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 34–43.
  • Коменский Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Москва: Педагогика, 1989. С. 106–136.
  • Джибладзе Г. Н. Философия Коменского. 2-е изд., доп. и испр. Москва: Педагогика, 1982. 168 с.
  • Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / пер. с лат. Ю. Н. Дрейзина; под ред. и со вступ. ст. А. А. Красновского. 2-е изд. Москва: Учпедгиз, 1957. 351 с.
Авторы: Бородина Валентина Александровна
Рубрика: Документальная информация
Страницы: 136-144
УДК: 028.6:37(092)”1592/1670”(=162.3)
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-4-136-144
Ключевые слова: культура чтения, матетика, ученичество, познавательная деятельность, Панбиблия, Панпедия, Панлэктиоу, когнитивистика
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь