научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Континуум «массового» и «элитарного» в музыкальной культуре постиндустриальной эпохи

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье осмысливается проблема континуума «массового» и «элитарного» в музыкальной культуре. Авторы отмечают, что континуальный метод становится одним из важнейших методологических принципов в подходе к ее осмыслению и позволяет проанализировать все аспекты с позиции состоявшихся и постоянно развивающихся культурных объектов, обладающих определенными границами. Одной из важнейших характеристик континуума является подвижность его контуров, содержательность которых определяется спецификой категорий, фиксирующих определенное состояние культуры, ее свойств в бесконечном процессе культурного развития. К ним можно отнести в XX – начале XXI в. «массовое» и «элитарное», диалектика которых обуславливает особенности развития музыкальной культуры в хронотопе постиндустриальной эпохи, становится своеобразным ее знаком, поскольку суть культуры всегда проявляется через определенные тексты. «Массовое» в музыкальной культуре постиндустриальной эпохи доминирует и приводит к деформации не только художественно-эстетической полноты развития форм музыкального искусства во всем их многообразии, но также и к искажению социально-регулирующей роли музыки как явления культуры.

  • Комиссаренко Светлана Сергеевна
  • Костюк Екатерина Борисовна
  • Баркова Э. В. Пространственно-временной континуум как форма целостности культуры: к постановке проблемы // Kultyres.ru: сайт о культурологии. URL: https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/студенческие-работы/prostranstvenno-vremennoi-kontinyymkak-forma-celostnosti-kyltyry-k-postanovke-problemy. html (дата обращения: 07.03.24).
  • Каган М. С. Философия культуры. СанктПетербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
  • Махлина С. Т. Массовое и элитарное искусство // Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: словарь-справочник: в 2 кн. 2-е изд. Санкт-Петербург: Композитор, 2003. Кн. 2. С. 3–7.
  • Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики: исслед. разных лет. Москва: Худож. лит., 1975. С. 234–407.
  • Хренов Н. А. Культура в эпоху социального хаоса. Москва: Едиториал УРСС, 2011. 448 с.
  • Запесоцкий А. С. Культура: взгляд из России. Санкт-Петербург: СПбГУП; Москва: Наука, 2014. 848 с.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. 629с.
  • Адорно Т. Избранное: социология музыки. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитар. инициатив, 2017.446 с.
  • Шехтер Т. Е. Искусство как пространство смыслов: избр. работы по теории и истории искусства. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2014. 376 с.
  • Кармин А. С. Закономерности и механизмы культурной динамики. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 240 с.
  • Покровский Н. Е. Российское общество в контексте американизации: (принципиал. схема) // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 3–10.
Авторы: Комиссаренко Светлана Сергеевна
Костюк Екатерина Борисовна
Рубрика: Культурология
Страницы: 29-32
УДК: 78.036"19/20":316.733
DOI: 10.30725/2619-0303-2024-1-29-32
Ключевые слова: массовая музыка, элитарное искусство, хронотоп, постиндустриальная эпоха, континуум, современная культура
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь