научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Интерпретация «романского» в русской традиции и итальянская скульптура XI-XIII веков

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
В статье рассматриваются вопросы использования в отечественной и зарубежной научно-исследовательской практике термина «романское искусство», приводятся и сравниваются концепции трактовки данного понятия, изучаются проблемы хронологических и территориальных границ распространения стиля. Автор исследует связь определения «романский» с итальянской художественной традицией, анализируя итальянскую скульптуру XI-XIII вв. в контексте вопросов стилистической эволюции форм, прослеживает генезис и эволюцию термина на основе привлечения обширного материала ломбардских и тосканских храмов от позднеоттоновской пластики до работ мастеров Проторенессанса. Ставится проблема использования понятий первого и второго романского стиля, рассматривается вопрос отхода от традиционной схемы художественных стилей к использованию принципов более четкой датировки памятников.
  • Арутюнян Юлия Ивановна
  • Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976. С. 250.
  • Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: в 2 т. / под ред. А. Г. Габричевского. М.: Изд-во всесоюз. акад. архитектуры, 1935. Т. 1. С. 97.
  • Барраль-и-Алтэ Кс. История искусства. М.: Аст-Астрель, 2008. С. 68.
  • Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения / пер. с англ. Н. А. Белоусовой, И. П. Тепляковой. М.: Б. С. Г.-Пресс, 2006. С. 54.
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Альфа-книга, 2008. С. 124-136.
  • Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв.: курс лекций по ист. изобраз. искусства и архитектуры: [в 2 т.]. М.: Искусство, 1977. Т. 1. 223 с., 80 л. ил.
  • Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв.: курс лекций по ист. изобраз. искусства и архитектуры: [в 2 т.]. М.: Искусство, 1977. Т. 2. 243 с., 80 л. ил.
  • Гете И. В. О немецком зодчестве // Собр. соч.: в 10 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 10: Об искусстве и литературе. Об изобразительном искусстве. С. 8.
  • Искусство раннего Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия / под ред. Е. И. Ротенберга. М.: Искусство, 1980. С. 52.
  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.; М.: Искусство, 1964. С. 213-230. (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего средневековья. СПб.: Азбука, 2000. С. 15.
  • Новая игра для детей и картины природы и искусства с присовокуплением нравственных стихотворений / изд. С. Глинкою. М.: Тип. Августа Семена, 1826. С. 53.
  • Панофский Э. Ренессанс и ренессансы в искусстве Запада / пер. А. Г. Габричевского. М.: Искусство, 1998. С. 6-7.
  • Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: система худож. видов. М.: Индик, 2007. 256 с.
  • Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII-XV вв. М.: Искусство, 1987. С. 11.
  • Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М.: Искусство, 1981. С. 147-160. (Малая история искусств).
  • Angiola E. M. Nicola Pisano, Federico Visconti and the classical style in Pisa // The art bul. 1977. Vol. 59, № 1/2. P. 1-27.
  • Baltrušaitis J. La stylistique ornementale dans la sculpture romane. Paris: E. Leroux, 1931.
  • Barral-i-Altet X. Cоntre l’art roman?: essai sur un passe reinvente. Paris: Fayard, 2006. 415 p.
  • Belting H. L’Histoire de l’art est-elle finie?: [texte imprimé] / trad. de l’allem. et de l’angl. par J. F. Poirier et Y. Michaud. Nîmes: J. Chambon, 1989. 146 p.: ill. Bibliogr.: p. 119-142. Index (Rayon art).
  • Blondel F. le Jeune. Architecture // Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers / Denis Diderot, D’Alembert. 1751. T. 1. P. 617.
  • Buchwald H. XI-century Corinthian palmette capitale in the region of Aquileia // The art bul.1966. Vol. 48, № 2. P. 147-158.
  • Chastel A. L’Art italien: 2 vol. Paris: Larousse, 1956. Vol. 1. P. 107, 167-168. (Arts, styles et techniques).
  • Descamps P. Etude sur la renaissance de la sculpture en France, a l’epoche romane // Bul. monumental. 1925. Vol. 84. P. 5-98.
  • Deshoulieres M. La theorie d’Eugene Lefevre-Pontalis sur les ecoles romanes // Bul. monumental. 1925. Vol. 84. P. 197-252.
  • Focillon H. Art d’Occident, le moyen âge, roman et gothique. Paris: A. Colin, 1938. Vol. 1-2.
  • Focillon H. L’Art L’art des sculpteurs romans; récherches sur l’histoire des formes. Paris: Leroux, 1931.
  • Little Ch. T. Kingship and Justice: reflections on an Italian Gothic sculpture // Arte Medievale. 2005. № 1. P. 91.
  • Nayrolles J. L’invention de l’art roman à l’époque moderne, XVIII-XIXe siècle. Rennes: Presses univ. de Rennes, 2005. 408 p. (Art et société).
  • Saxsl F. Lectures: with plates and a bibliography. London: Warburg Institute, 1957. Vol. 1/2. P. 116.
  • Scheppard C. D., jr. Pre-romanesque and Romanesque sculpture in stone // The art quart. 1960. Vol. 23, № 4. P. 341-358.
  • Seymour C., jr. Invention and revival in Nicola Pisano’s heroic style // Acts of the XX Congress of the history of art: studies in Western art. Princeton: Princeton univ. press, 1963. Vol. 1. P. 213.
  • Swarzenski H. Monuments of Romanesque art: the art of church treasures in North-Western Europe. London: Faber, 1954. P. 27.
  • Valentiner M. R. The relief from Aversa // The art quart. 1953. Vol. 16. P. 181.
  • Venturi A. La sculptura romanico del San Mercuriale de Forli // L’Arte. Roma, 1899. № 4/7. P. 247-248.
  • Venturi A. Sculptura romaniche nella «Sagra» di Capri // L’Arte. Roma, 1904. An. 7, № 6/8. P. 286-287.
  • Weise G. L’Italia e il mondo gotico. Firenze: Sansoni, 1956. 102 p.: 56 il.
  • Wirth J. La datation de la sculpture médiévale. Genève: Librairie Droz, 2004. 334 p. 105 ill. (Titre courant; 30).
Авторы: Арутюнян Юлия Ивановна
Рубрика: Без названия
Страницы: 106-112
УДК: 73.03(450)"10/12"
DOI:
Ключевые слова: хронология и периодизация средневекового искусства, художественные стили в западноевропейском искусстве, романское искусство Италии, готика в итальянской скульптуре, пизанская школа скульптуры, искусство Проторенессанса
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь