научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Профанация сакрального: христианские образы в перформансах деятелей московского акционизма 1990-х годов

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
В ходе исследования интерпретаций христианского наследия в современном искусстве необходимо обратиться к истокам сложившейся культурно-исторической ситуации, в которой сюжеты Церкви возвращаются в авангард художественной мысли. В среде московского акционизма в период 1990-х гг. формируется новое поле смыслов и истолкований известных форм искусства, в том числе и христианских сюжетов и отсылок. В данной работе автор предлагает рассмотреть аллюзии и образы, интерпретирующие христианское наследие сквозь призму деятельности московских акционистов, работавших в 1994-1999 гг.: Олега Кулика, Авдея Тер-Оганьяна и Олега Мавроматти.
  • Шендарев Николай Андреевич
  • Бавильский Д. В. Скотомизация: диалоги с Олегом Куликом. М.: Ad Marginem: Прагматика культуры, 2004. С. 148.
  • Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в рус. (синод.) пер. с парал. местами. Cape Town, 1990. 1226 с.
  • Ворсобин В. В. Видишь, в центре Москвы возвышается крест? Повиси-ка на нем // Комсомол. правда. 2000. 10 апр. URL: http: // artprotest. org (дата обращения: 27. 05. 2015).
  • Деготь Е. Террористический натурализм. М.: Ad Marginem, 1998. С. 85.
  • Дело Тер-Оганьяна: письмо в поддержку от музея-заповедника «Царицыно». URL: http: // artprotest. org (дата обращения: 11. 06. 2016).
  • Демшина А. Ю. Партизанские способы институализации искусства в XXI в. // Тр. СПбГУКИ. 2012. Т. 192. С. 58.
  • Звездочетов К. В. Миси писи // Худож. журн. 1998. № 19/20. URL: http: // xz.gif.ru (дата обращения: 12. 07. 2016).
  • Кисина Ю. Рыбам понравилась Библия // Радио Свобода. URL: http: // svoboda. mobi (дата обращения: 01. 06. 2016).
  • Киташова О. А. История практик перформанса и бахтинский карнавал // Артикульт. 2012. № 6 (2). URL: http: // articult. rsuh.ru (дата обращения: 27. 05. 2015).
  • Кругликов В. Апология Авдея Тер-Оганьяна самого ужасного современного российского художника. URL: http: // adindex.ru (дата обращения: 01. 06. 2016).
  • Маригелла К. Инструкция к городской герилье // Новый свет. СПб., 1996. № 3. URL: http://a-pesni.org (дата обращения: 12. 07. 2016).
  • Мироненко В. Принц Черногории досрочно закрыл Международную биеннале: интервью с принцем Черногории Николой Петровичем-Ньегошем // Коммерсанть. 1997. 17 окт., № 178. С. 13.
  • Мироненко В. Травматология духа // Худож. журн. 1998. № 19/20. URL: http: // artprotest.org (дата обращения: 12. 07. 2016).
  • Обвинительное заключение об акции А. Тер-Оганьяна в Москве. URL: http: // guelman.ru (дата обращения: 11. 06. 2016).
  • Савкина А. В. Сакральное в современном искусстве // Система ценностей соврем. о-ва. 2011. № 20. С. 75-79.
  • Толстова А. Ростовские великие: товарищество «Искусство или смерть» в Москве // Коммерсанть. 2009. 29 сент., № 180. С. 14.
  • Чумичева Н. В. Политическая метафора российского акционизма как одностронний диалог искусства с режимом // Науч. вестн. Южн. ин-та менеджмента. 2016. № 1. С. 76-82.
  • Юный безбожник Тер-Оганьян. URL: http: // artprotest. org (дата обращения: 01. 06. 2016).
Авторы: Шендарев Николай Андреевич
Рубрика: Без названия
Страницы: 144-147
УДК: 7.046.3:7.036(470-25)"1994/1999"
DOI:
Ключевые слова: христианство, искусство России, современное искусство, иконография, священная история, теология, иконы, религия, перформанс, концептуализм, акционизм
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь