научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Историография истории старообрядчества в отечественной культуре

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
Историография старообрядчества составила пласт духовных ценностей, ставших основой отображения церковного раскола XVII в. в культуре России. Историография истории старообрядчества в отечественной культуре XIX в. составляет содержание данной статьи.
  • Молзинский Владимир Владимирович
  • Аксаков И. С. Краткая записка о странниках или бегунах, 1851 г. // Рус. арх. 1866. № 4. С. 627-644.
  • Александр Б. (Бровкович А., Никанор). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. СПб., 1861. Ч. 1: Сочинения исторические.
  • Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1988. С. 34-35.
  • Андрей Иоаннов (Журавлев А. И.). Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах: в 4 ч. СПб., 1855. Ч. 1.
  • Богданович П. И. Историческое известие о раскольниках. 2-е изд. СПб., 1787.
  • Бороздин А. К. Протопоп Аввакум: очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в. СПб., 1900.
  • Бубнов Н. Ю. Источники по истории формирования идеологии раннего старообрядчества: автореф. дис. … канд. ист. наук. Л., 1975.
  • Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: источники, типы и эволюция. СПб., 1995.
  • Бубнов Н. Ю. Старообрядческие книги в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция: автореф. дис. … д-ра ист. наук. Л., 1990.
  • Вознесенский А. В. Древнерусская литература у старообрядцев: на материале старообрядческих изданий XVIII - начала XIX в.: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1996.
  • Волков М. Я. Русская православная церковь в XVII в. // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 153-229.
  • Гейден А. Л. Из истории возникновения раскола при патриархе Никоне. СПб., 1886.
  • Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882.
  • Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами. 2-е изд. М., 1905. С. 45-46.
  • Громогласов И. М. О сущности и причинах русского раскола, так называемого старообрядчества. Сергиев Посад, 1895.
  • Гудзий Н. К. Протопоп Аввакум и его сочинения // Гудзий Н. К. История древнерусской литературы. 7-е изд. М., 1966. С. 478-495.
  • Гудзий Н. К. Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление // «Житие» протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М.; Л., 1934. С. 7-59.
  • Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма: автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 1985.
  • Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.
  • Гурьянова Н. С. Об отношении крестьян Филипповского согласия XVIII в. к государственной власти // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987. С. 142-143.
  • Гусев В. Е. «Житие» протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII в. // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1954. Т. 10. С. 380-389.
  • Демин А. С. Для чего Аввакум написал первую челобитную? // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1969. Т. 24. С. 233-236.
  • Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: творч. ист. произведения. Л., 1974. 168 с.
  • Демкова Н. С. К вопросу о жанровом своеобразии сочинений протопопа Аввакума // Рукописная традиция XVI-XIX вв. на Востоке России. Новосибирск, 1983. С. 15-26.
  • Демкова Н. С. К вопросу об истоках автобиографического повествования в «Житии» Аввакума // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Л., 1969. Т. 24. С. 228-232.
  • Достоевский Ф. М. Два лагеря теоретиков // Полн. собр. соч. М., 1980. Т. 20. С. 5-22.
  • Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев: перечень списков, составленных по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912.
  • Дружинин В. Г. Пустозерский сборник // Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1914.
  • Еремин И. П. Сочинения протопопа Аввакума и инока Епифания // Еремин И. П. Лекции и статьи по истории русской литературы. Л., 1987. С. 172-182.
  • Замалеев А. Ф. Аввакум Петров: послания и челобитные. СПб., 1995. С. 3-15.
  • Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М., 1995. С. 158.
  • Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1994. Ч. 1. С. 55-56.
  • Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. С. 43-45.
  • Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. Л., 1991. С. 67-80.
  • Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор основных направлений: учеб. пособие. СПб., 1994. С. 20-23.
  • Зеньковский С. А. Житие духовидца Епифания // Возрождение. Париж, 1966. С. 68-87.
  • Зеньковский С. А. Иван Неронов: очерк из истории рус. церкви в XVII в. // Вестник русского студенческого христианского движения. Париж; Нью-Йорк, 1954. С. 11-17.
  • Зеньковский С. А. Раскол и судьбы империи // Возрождение. Париж, 1955. № 39. С. 112-195.
  • Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII в. Мюнхен, 1970. С. 174-175.
  • Зызыкин М. В. Патриарх Никон: его государственные и канонические идеи: в 3 т. Варшава, 1931-1938. 3 т.
  • Игнатий, митр. Послания блаженного Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского // Православ. собеседник. Казань, 1857. Послание третье. URL: http: // starieknigi.info (дата обращения: 06.02.2017).
  • Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1. С. 213-214.
  • Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники // Православ. обозрение. 1887. Янв. С. 145-183.
  • Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники // Православ. обозрение. 1887. Февр. С. 315-363.
  • Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники // Православ. обозрение. 1887. Апр. С. 763-831.
  • Каптерев Н. Ф. Характер отношения России к православному Востоку в XVI-XVII столетиях. М., 1885.
  • Карцов В. Г. Разинцы и раскольники // Вопр. истории. 1977. № 3. С. 121-131.
  • Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. Калинин, 1971. Т. 1.
  • Кизеветтер А. А. Протопоп Аввакум. Ростов н/Д, 1905.
  • Клибанов А. И. К характеристике новых явлений в русской общественной мысли второй половины XVII - начала XVIII в. // История СССР. 1963. № 6. С. 85-103.
  • Клибанов А. И. Народные противоцерковные движения // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 562-615.
  • Клибанов А. И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление // История СССР. 1973. № 1. С. 76-98.
  • Ключевский В. О. Западное влияние и церковный раскол в России XVII в. // Ключевский В. О. Очерки и речи. Пг., 1918. Сб. 2. С. 373-453.
  • Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1908. Ч. 3. С. 113-116, 335, 390-393, 412-413.
  • Комарович В. Л., Лихачев Д. С. Протопоп Аввакум // История русской мысли. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 302-322.
  • Костомаров Н. И. История раскола у раскольников // Вестн. Европы. 1871. Т. 2, кн. 4. С. 469-536.
  • Костомаров Н. И. Царевна Софья // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Калуга, 1995. Т. 2, вып. 4/5. С. 380-414.
  • Кутузов Б. П. Церковная реформа XVII в., ее истинные причины и цели. Рига, 1992. Ч. 1. С. 193.
  • Кутузов Б. П. Церковная реформа XVII в., ее истинные причины и цели. Рига, 1992. Ч. 2. С. 47.
  • Лихачев Д. С. Предварительные итоги тысячелетнего опыта // Огонек. 1988. № 10. С. 11-12.
  • Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX в. Л., 1974. С. 137.
  • Мазунин А. И. Повесть о боярыне Морозовой. Л., 1979.
  • Макарий (Булгаков, митр.) История русского раскола, известного под именем старообрядчества. М., 1855.
  • Макарий (Булгаков, митр.). История русской церкви. Изд. 2-е. СПб., 1903. Т. 11.
  • Макашин С. А. М. Е. Салтыков-Щедрин. М., 1951. Т. 1. С. 352-366.
  • Малышев В. И. Библиография сочинений протопопа Аввакума и литература о нем, 1917-1953 // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1954. Т. 10. С. 435-446.
  • Малышев В. И. Летопись жизни Аввакума // Древнерусская книжность: сб. науч. ст. М.; Л.: Наука, 1985. С. 277-322.
  • Малышев В. И. Неизвестные и малоизвестные материалы о протопопе Аввакуме // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1953. Т. 9. С. 387-404.
  • Малышев В. И. Русские писатели о «Житии» протопопа Аввакума // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1951. Т. 8. С. 388-391.
  • Малышев В. И. Сочинения протопопа Аввакума в собрании Института русской литературы («Пушкинский дом») АН СССР // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1957. Т. 13. С. 581-590.
  • Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-ХХ вв. Сыктывкар, 1960.
  • Мельников-Печерский П. И. Заметки о русском расколе // Кельсиев В. И. Собрание правительственных сведений о раскольниках. Лондон: Вольная рус. тип., 1860. Вып. 1. С. 167-198.
  • Мельников-Печерский П. И. Очерки поповщины // Собр. соч. М., 1976. Т. 7. С. 191-555.
  • Мельников-Печерский П. И. Письма о расколе // Собр. соч. М., 1976. Т. 8. С. 5-82.
  • Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. М., 1994. Т. 2: Вера. Творчество. Образование.
  • Мякотин В. А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность. Пг., 1907.
  • Никольский Н. М. Религизно-социальные движения второй половины XVII в. // Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1931. С. 136-171.
  • Никольский Н. М. Реформа Никона и происхождение раскола // Три века. М., 1912. Т. 2: XVII век, вторая половина. С. 5-38.
  • Панченко А. М. Аввакум как новатор // Рус. лит. 1982. № 4. С. 142-152.
  • Панченко А. М. Боярыня Морозова - символ и личность: предисловие // Мазунин А. И. Повесть о боярыне Морозовой. Л.: Наука, 1979. С. 3-14.
  • Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
  • Плюханова М. Б. Композиция «Пустозерского сборника» как выражение исторической концепции Аввакума // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки: сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 1992. С. 47-52.
  • Покровский Н. Н. Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск, 1991.
  • Покровский Н. Н. О роли древних рукописных и старопечатных книг в складывании системы авторитетов старообрядчества // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1978. Вып. 14. С. 19-40.
  • Покровский Н. Н. Устюжский список «Возвещения от сына духовного ко отцу духовному» // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Л., 1981. Т. 36. С. 151-153.
  • Понырко Н. В. Дьякон Федор - соавтор протопопа Аввакума // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Л., 1976. Т. 31. С. 362-365.
  • Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. ревнители благочестия // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Л., 1990. Т. 43. С. 58-69.
  • Понырко Н. В. Узники Пустозерской земляной тюрьмы // Древнерусская книжность: по материалам Пушкинского дома. М.; Л., 1985. С. 243-253.
  • Пустозерская проза: Протопоп Аввакум, инок Епифаний, поп Лазарь, дьякон Федор / ред. М. Б. Плюханова. М., 1989.
  • Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: исслед. и тексты. М., 1963.
  • Робинсон А. Н. Творчество Аввакума и общественное движение в конце XVII в. // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1962. Т. 18. С. 149-175.
  • Ростовский Д. (Туптало, митр.). Розыск раскольничьей Брынской вере, 1709. М., 1824.
  • Румянцева В. С. «Житие» протопопа Аввакума как исторический источник: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1971.
  • Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России XVII в.: документы приказа тайных дел о раскольниках 1665-1667 гг. М., 1986.
  • Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1986.
  • Савич А. А. Соловецкая вотчина XVI-XVII вв. Пермь, 1927.
  • Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2015. Вып. 15.
  • Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1874-1886. 8 т.
  • Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII столетии. Пермь, 1880.
  • Сырцов И. Я. Соловецкий монастырь пред возмущением монахов-старообрядцев в XVII столетии // Православ. собеседник. 1897. № 3. С. 163-204.
  • Устюгов Н. В. Русская церковь в XVII в. // Религия и церковь в истории России. М., 1975. С. 140-159.
  • Устюгов Н. В., Чаев Н. С. Русская церковь в XVII в. // Русское государство в XVII в.: новые явления в социал.-экон., полит. и культ. жизни. М., 1961. С. 295-329.
  • Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре: философы послеотябрьского зарубежья. М., 1990. С. 432.
  • Христианство и церковь в России феодального периода / ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск, 1989.
  • Чаев Н. С. Церковный раскол и Соловецкое восстание 1668-1676 гг. // Очерки истории СССР: период феодализма, XVIII в. М., 1955. С. 312-325.
  • Шульгин В. С. Движения, оппозиционные официальной церкви в России в 30-60-х гг. XVII в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1967. 13 с.
  • Шульгин В. С. Общественная мысль и раскол в XVII в. // Сборник документов по истории СССР. М., 1973. Ч. 4: XVII в. С. 8-11.
  • Шульгин В. С. Проблемы истории русской церкви // Вопр. истории. 1967. № 2. С. 151-157.
  • Юхименко Е. М. «История об отцах и страдальцах соловецких» С. Денисова - памятник выговской литературной школы первой половины XVIII в. // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки: сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 1992. С. 107-113.
  • Юхименко Е. М. Каргопольские «гари» 1683-1684 гг. // Старообрядчество в России, XVII-XVIII вв. М., 1994. С. 64-85.
  • Юхименко Е. М. Повесть об осаде Соловецкого монастыря Семена Денисова - памятник Выговской литературной школы русской истории XVIII в.: автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1990.
  • Юхименко Е. М. Старообрядчество: история и культура. М., 2016. 852 с.
Авторы: Молзинский Владимир Владимирович
Рубрика: Без названия
Страницы: 29-35
УДК: 930(470):271.22(091)
DOI:
Ключевые слова: старообрядчество, русская культура, историография старообрядчества и отечественная культура XIX века
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь