научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Новый мелодизм в монодийной драме «Король Лир»

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Статья посвящена проблеме оперного мелодизма, актуальной в современной в музыкальной культуре. На примере новой оперы Сергея Слонимского «Король Лир», написанной по трагедии У. Шекспира (в переводе Б. Пастернака) в жанре монодийной драмы (2001), исследуется специфика мелодизма, раскрываются оригинальные черты декламационного и кантиленного оперного стиля композитора. Делается вывод об органичном синтезе в опере «Король Лир» европейских и русских оперных культурных традиций (XVI-XVII и XIX-XX вв.).

  • Девятова Ольга Леонидовна
  • Богоявленский С. Верди и Шекспир // Богоявленский С. Итальянская музыка первой половины ХХ в. Л.: Музыка, 1986. С. 105-140.
  • Гаврилова Л. Музыкально-драматическая поэтика С. М. Слонимского: парадигмы метатекста. Красноярск, 2003. 258 с.
  • Гаврилова Л., Ставская О. О жанровой специфике оперы С. Слонимского «Антигона» // Наука и современность: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 5 июня 2015 г. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 125-128.
  • Девятова О. Культурный феномен личности и творчества Сергея Слонимского: дис. … д-ра культурологии. Екатеринбург, 2004. 470 с.
  • Игнатова М. История и миф в операх С. Слонимского: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ростов н/Д, 2011. 24 с.
  • Корябин И. В интеллектуальных степях Шекспира: мировая премьера «Короля Лира» С. Слонимского. URL: http: // belkanto.ru (дата обращения: 29. 06. 2017).
  • Марик В. Оперная концептосфера: на пути обобщения // Муз. образование и наука. 2015. № 2. С. 20-24.
  • Марик В. Явления концепта и концептосферы в музыкальном искусстве: к проблеме вечного образа: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Одесса, 2008. 24 с.
  • Милка А. Сергей Слонимский: моногр. очерк. Л.; М.: Совет. композитор, 1976. 112 с.
  • Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский. монография. Л.: Совет. композитор, 1991. 256 с.
  • Сергей Слонимский-собеседник / ред-сост. Е. Б. Долинская. СПб.: Композитор СПб., 2015. 196 с.
  • Слонимский С. Интервью В. Ойвину: «Судьба выдерживает мои оперы как старое вино». URL: http: // classicalmusic news.ru (дата обращения: 29. 06. 2017).
  • Слонимский С. Интервью Я. Тимофееву: «Предательство даже самых близких людей зачастую возводится в доблесть» // Молодые российские композиторы. 2016. 12 июня. URL: http: // meloman.ru (дата обращения: 29. 06. 2017).
  • Слонимский С. Король Лир: dramma per musica по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака / либр. С. Слонимского. СПб.: Композитор СПб., 2010.
  • Толстой Л. О Шекспире и о драме // Собр. соч.: в 22 т. М.: Худож. лит., 1983. Т. 15. С. 260.
  • Черноморская С. Новая античность Сергея Слонимского: ораториальная опера «Антигона» // Муз. акад. 2008. № 3. С. 104-111.
  • Черноморская С. Творчество Сергея Слонимского 1990-2000-х гг.: эстетика, стиль: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2010. 24 с.
Авторы: Девятова Ольга Леонидовна
Рубрика: Без названия
Страницы: 117-124
УДК: 781.43:782.1(470)Слонимский
DOI: 10.30725/2619-0303-2017-3-117-124
Ключевые слова: мелодизм, монодия, монодийная драма, композитор, синтез, традиции, новации, культура, Шекспир, Король Лир
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь