Религиозная тематика в творчестве художников 1990-х годов
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Понимание современного религиозного искусства, развивающегося в рамках светской традиции, требует внимательного анализа художественных практик конца ХХ столетия. В ходе исследования закономерностей интерпретации христианского наследия в современном искусстве необходимо обратиться к истокам сложившейся культурно-исторической ситуации, в которой сюжеты церкви возвращаются в авангард художественной мысли, изучить ключевые трактовки христианских сюжетов в рамках творческих подходов художников России, работавших в 1990-е гг.: членов группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“», Александра Сигутина, Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. В актуальном искусстве 1990-х гг. сосуществовало несколько основных принципов воплощения христианских образов и сюжетов: мистическое обращение в рамках концептуализма («Медгерменевты»), игра смыслами идеологической концепции в духе поп-арта и соц-арта (Комар и Меламид, Сигутин), «коммерциализация» массовых образов (Косолапов), «бытовая эстетизация» (Дубосарский и Виноградов). Породив актуальные художественные интерпретации, темы христианской традиции заняли значимое место в художественной жизни России. Особенность христианского искусства конца ХХ в. заключена не только в дидактике и в воплощении религиозных мотивов, для современного художника важным становится личное переживание смыслов и индивидуальное осмысление в процессе творчества идей и ценностей христианской веры.
- Шендарев Николай Андреевич
- Шехтер Т. Е. Искусство как образ мира: избр. работы по теории и истории искусства. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, 2012. 390 с.
- Ковалев А. А. Инсталлирование девяностых // Реконструкция 1990-2000: кат. выст. Москва: Фонд культуры «Екатерина», 2013. С. 18-39.
- Новая иконография - культурный альянс: проект М. Гельмана. URL: http: // guelman. ru (дата обращения: 17.07.2018).
- Деготь Е. «Медицинская герменевтика» осуществляет опыт молчания // Коммерсантъ. 1993. 6 мая, № 83. С. 5.
- Ельшевская Г. Коллаж из старых рецензий, или «Посторонние игры» // Худож. журн. 1999. № 28/29. URL: http: // guelman. ru (дата обращения: 17.07.2018).
- Московский концептуализм / сост. Е. Деготь, В. Захаров. Москва: А. Мещеряков, 2005. 415 с.
- Александр Сигутин: «Я боюсь, что во мне видят либо конъюнктурщика, либо мракобеса» // Around Art: журн. о соврем. искусстве. 2014. 15 окт. URL: http: // aroundart. ru (дата обращения: 17.07.2018).
- Деготь Е. Террористический натурализм. Москва: Ad Marginem, 1998. 223 с.
- Андреева Е. Ю. Угол несоответствия: школы нонконформизма, Москва - Ленинград, 1946-1991 гг. Москва: Искусство-XXI в., 2012. 457 с.
- Барковская Н. В. Концептуальный эклектизм в книге Комара и Меламида «Стихи о смерти» // Урал. филол. вестн. Русская литература XX-XXI вв.: направления и течения. 2014. № 4. С. 163-178.
- Комар В., Meлaмид А. Стихи о смерти. Москва: Прогресс-Традиция, 1999. 216 с.
- Шевелев И. Икрометатели // Рос. газ. Столич. вып. 1997. № 3895 (0). С. 5.
- Рахимов А. Искусство в изменяющемся контексте // Наша газ.: швейцар. новости на рус. яз. URL: http: // nashagazeta. ch (дата обращения: 17.07.2018).
- Белова Д. Н. Образ Богоматери - эстетический идеал православия // Вестн. Моск. ун-та. 2001. № 5. С. 84-94.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества. Москва: Аст: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 412 с.