научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Aesthetics and art in Soviet period

  • Annotation
  • Authors
  • List of references

В советский период во время «оттепели» наблюдался духовный подъем, и в жизни советских людей открылись новые горизонты. В это время получила распространение наука эстетика. Практически во всех учебных заведениях - начиная со школы, в средних учебных заведениях и во всех вузах без исключения изучалась эстетика. Правда, это была марксистко-ленинская эстетика. И все же она во многом способствовала эстетическому воспитанию общества. Однако во многом дидактизм, начетничество стали вымывать эту науку из учебного процесса. Если преподаватель стремился соответствовать всем нормативам, диктуемым идеологическим давлением, наука эта оказывалась скучной и неудобоваримой. Сами представители эстетики во многом дискредитировали эту науку. Часто незнание и непонимание основ языка того или иного вида искусства приводили к нелепым утверждениям, вызывавшим у специалистов неприятие, что вполне понятно, так как человек не может разбираться профессионально во всех видах искусства. Эстетика требует полноценного понимания и проникновения в тот вид искусства, о котором идет речь. Выход из создавшегося положения может быть только один. Каждый ученый должен твердо знать, что просто переходить на неизвестные тебе формы художественного осмысления действительности можно лишь в том случае, если ты все проверил у специалистов и уверен в правильности высказываемых утверждений. Это сложно, но вполне достижимо. Лишь в этом случае эстетика может стать снова важной и необходимой дисциплиной, ибо в наше время она оказывается весьма востребованной и актуальной.

  • Махлина Светлана Тевельевна
  • During the «political thaw» in the Soviet period, the spiritual rise began, and new horizons of life opened for the Soviet people. The science of aesthetics became widespread at that time. It was studied practically in all educational institutions - secondary schools, colleges, universities. Actually, it was Marxist-Leninist aesthetics. However, it contributed to the aesthetic education of the society. Didacticism and dogmatism led to removing this discipline from the educational process. If a lecturer was striving to conform to all standards dictated by the ideological pressure, the science proved to be boring and indigestible. Aesthetics was discredited by representatives of this science themselves. Lack of expertise or misunderstanding of basics of the language of art caused irrelevant statements which resulted in resentment of specialists. One cannot be an expert in all kinds of art, but aesthetics requires full understanding and insight into art under discussion. There can be only one way out of this situation. Every scholar should know that it is possible to switch to unknown forms of artistic comprehension of reality only if you have checked everything with experts and are confident in the correctness of the statements made. It is difficult, but possible to achieve. Only in this case aesthetics can again become an important and required discipline. As nowadays it has turned out to be actual and relevant.
Authors: Makhlina Svetlana Tevel’evna
Рубрика: Культурология
Pages: 71-74
УДК: 130.2:7.01(47+57)
DOI: 10.30725/2619-0303-2019-1-71-74
Keywords: aesthetics,languages of art,Marxist-Leninist aesthetics,ethics,professional training of scholar,artistic comprehension
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь