научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Животные в современной художественной культуре: нерепрезентативные взаимодействия

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье проанализировано обращение к теме животного в современных художественных практиках, которое привело к утверждению в статусе произведений таксидермических артефактов и влажных препаратов, ранее использовавшихся исключительно в естественнонаучных музеях и коллекциях. В сферу современного перформативного искусства оказались вовлечены формы, связанные с демонстрацией животных в зоопарках и других публичных пространствах, что породило критические дискуссии об этических и эстетических аспектах подобной репрезентации. В последнее десятилетие, в рамках развития цифровой культуры и цифрового искусства, в проектах сайнс-арта сформировалась тенденция обращения к экологическим проблемам, в связи с чем качестве альтернативы в цифровом искусстве получают развитие нерепрезентативные формы взаимодействия, основанные на переосмыслении опыта непосредственного наблюдения над животными в природной среде и на его презентации в художественном пространстве.

  • Балаш Александра Николаевна
  • 1. Заславский М. А. Экологическая экспозиция в музее. Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. 320 с.2. Шола Т. Вечность здесь больше не живет: толковый слов. музейных грехов. Тула: Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная поляна», 2013. 360 с.3. Сталлабрасc Д. Высокое искусство, версия облегченная: взлет и падение брит-арта 90-х. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. 464 c.4. Тимофеева О. История животных. Москва: Новоелит. обозрение, 2017. 106 с.5. Уотсон М. Станем ли мы все веганами? Москва: Ад Маргинем, 2020. 144 c.6. Берджер Д. Зачем смотреть на животных? Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017. 160 c.7. Алленова Е., Извеков А., Кравцова М., Матвеева А. Безумный таксидермист // Артгид. URL: https://artguide.com/posts/1133 (дата обращения: 20.02.2020).8. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2016. 216 c.9. Каттелан М. Другие. 2011 // «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100»: мобил. гид по выст. / Музей соврем. искусства «Гараж». URL: https:// garagemca.org/ru/exhibition/the-coming-world-ecologyas-the-new-politics-2030-2100/tour/maurizio-cattelan (дата обращения: 07.03.2020).10. Буа И.-А., Бухло Б., Джослит Д., Краусс Р., Фостер Х. Искусство с 1900 года. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм. Москва: Ад Маргинем Пресс,2019. 896 c.11. Горичева Т. М. Они не оставили Рая // Горичева Т. М. О священном безумии. Христианство в современном мире. Санкт-Петербург, 2015. С. 320–337.12. Тимофеева О. Что нас ждет за поворотом к нечеловеческому? // Новое литературное обозрение. 2019. № 4 (158). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/158_nlo_4_2019/ article/21361/ (дата обращения: 23.02. 2020).13. Pierre Huyghe: Untitled (Human Mask), The Guggenheim Museum Bilbao, 2017: video // Vimeo.com. URL: https://vimeo.com/210903055 (дата обращения: 07.03.2020).14. Кожевникова М. Гибриды и химеры человека и животного: от мифологии к биотехнологии. Москва: Ин-т философии РАН, 2017. 151 с.15. Kac E. GFP Bunny. URL: http://www.ekac.org/ gfpbunny.html#gfpbunnyanchor (дата обращения:07.03.2020). 16. dOCUMENTA (13). «Untilled» von Pierre Huyghe. August 23, 2012: video // YouTube. URL: https://youtu.be/ mEjEy3RY37o (дата обращения 07.03.2020).17. Клейн Л. C. Загробные собаки // Клейн Л. С. Время кентавров. Санкт-Петербург, 2010. С. 313–315.18. Джозелит Д. Против репрезентации // Художественный журнал. 2015. № 94. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/1/article/62 (дата обращения: 20.02.2020).19. Fowler H. Together Again: installation/live performance: cage, austral. dingo and virtual reality landscape.т2017. URL:тhttp://www.haydenfowler.net/projects/togetheragain.html (дата обращения: 07.03.2020).т20. Fowler H. Together Again (wolf): performance/тinstalation; cage, live wolf, virtual reality environment.т2019. URL: http://www.haydenfowler.net/projects/togetheragain-2019.html (дата обращения: 07.03.2020).21. Фаулер Х. Снова вместе // «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100»: мобил. гид повыст. / Музей соврем. искусства «Гараж». URL: https://garagemca.org/ru/exhibition/the-coming-world-ecologyas-the-new-politics-2030-2100/tour/hayden-fowler (датаобращения: 07.03.2020).22. Андреева Е. Ю. Постмодернизм: искусствотвторой половины ХХ – начала XXI в. Санкт-Петербург:тАзбука-классика, 2007. 488 c.23. Рожденные (не)свободными: значение, этика итэстетика демонстрации животных в музейных и другихтпубличных образовательных пространствах. URL: https://тgaragemca.org/ru/event/discussion-born-un-free-themeaning-ethics-and-aesthetics-of-demonstrating-animalsin-museum-and-educational-spaces (дата обращения:т07.03.2020).24. Ginsberg A. The Substitute. 2019. URL: https://тwww.daisyginsberg.com/work/the-substitute (дата обращения: 07.03.2020).25. Пол К. Цифровое искусство. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017. 272 c.26. Пшера А. Интернет животных: новый диалогтмежду человеком и природой. Москва: Ад МаргинемтПресс, 2017. 192 c.27. Kooij D. Woolves from Above. URL: http://demelzakooij.com/film/wolvesfromabove/ (дата обращения:т07.03.2020).28. And say the animal responded? URL: https://www.тfact.co.uk/event/and-say-the-animal-responded (дататобращения: 07.03.2020) [страница снята после отменытвыставки]
Авторы: Балаш Александра Николаевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 112-120
УДК: УДК 069.5:592
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2020-1-112-120
Ключевые слова: современное искусство, животные, таксидермия, цифровая культура, интернет животных, экология, природа, репрезентация, экспозиционное пространство, выставка
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь