научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

К вопросу о принципах скульптурного декора романских храмов Бургундии

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
Романские храмы Бургундии отличаются богатством и сложностью скульптурного оформления интерьеров. Капители центрального нефа и апсиды нередко украшены повествовательными рельефами, сюжеты которых, перекликаясь и взаимодействуя, создают определенную программу. Подчиненные символике чисел капители Клюни, отличаются весьма сложным символическим языком. Многочисленные и разнообразные капители храмов Сен-Лазар в Отене и Сент-Мадлен в Везле, несмотря на последствия реставрации, составляют продуманные последовательности и сюжетные «узлы», взаимосвязанные единым сюжетом, посвященные теме Жертвы и противостоянию сил добра и зла.
  • Арутюнян Юлия Ивановна
  • Брук К. Возрождение ХII в. // Богословие в культуре средневековья. Киев: Путь к истине, 1992. С. 180.
  • Гаспаров М. Поэзия вагантов // Поэзия вагантов. М.: Наука, 1975. C. 454-455. (Сер. «Литературные памятники»).
  • Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников: Exempla, XIII в. М.: Искусство, 1989. С. 204.
  • Мастера искусства об искусстве: избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. / под ред. А. А. Губера, В. В. Павлова. М.: Искусство, 1965. Т. 1: Средние века. С. 243.
  • Муратова К. М. Мастера французской готики XII-XIII вв.: проблемы теории и практики худож. творчества. М.: Искусство, 1988. С. 88.
  • Нил Синайский, прп. Подвижнические письма // Творения. М.: Св.-Троицк. Сергиева лавра, 2000. С. 477.
  • Панофский Э. Аббат Сюжер из Сен-Дени // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: ст. по истории искусства. СПб.: Акад. проект, 1999. С. 155.
  • Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М.: Искусство, 1981. С. 136. (Сер. «Малая история искусств»).
  • Тяжелов В. Н. Мастер Жильбер и некоторые проблемы высокой романики // Культура и искусство западноевропейского средневековья: материалы науч. конф. М., 1980. С. 213-232.
  • Adhemar J. Influences antiques dans l’art du Moyen Âge Française // Studies of the Warburg Institute. London, 1939. № 7. P. 222-225.
  • Carlsson F. The iconology of tectonics in Romanesque art. Hässleholm: Am-Tryck, 1976. P. 54.
  • Conant К. J. L’apse et le chœur de Cluny III // Gazette des beaux-arts. 1972. T. 79, jan. P. 5-12.
  • Delautre Н., Greal J. St. Madeleine de Vézelay. Lyon: Éditions Françiscaines par Lescuyer, 1992. P. 13.
  • Diemer P. What does Prudentia advise?: on the subject of the Cluny choir capitals // Gesta. 1988. Vol. 27, № 1/2. P. 149-173.
  • Dr. Pouzet. Notes sur les chapiteaux de l’abbaye dе Сluny // Rev. de l’art chrétien. 1912. T. 62. P. 9-17.
  • Durliat M. L’art roman. Paris: Éditions d’Art Lucien Mazenod, 1982. Il. 209.
  • Evans J. Cluniac art in the Romanesque period. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1950. 134 р., 426 il.
  • Grivot D., Zarnecki G. Gislebertus: sculptor of Autun. London: Orion Press: Trianon Press, 1961.
  • Hearn M. F. Romanesque sculpture: the revival of monumental sculpture in the XIth and XIIth centuries. Ithaca; New York: Cornell Univ. Press, 1985. 240 p.
  • Heitz C. Reflexions sur l’architecture clunisien // Rev. de l’art. 1972. № 115. P. 89-94.
  • Isidorus Hispalensis. Quaest in Vet. Test. in Genes. C. XXXIII. Pat. Lat. LXXXIII. Col. 257-258.
  • James M. R. Pictor in Carmine // Arсhеоlogie or miscellaneous tracts relating to antiquity. 2nd serie / publ. by the Society of antiquaires of London. Oxford, 1951. Vol. 94. P. 155.
  • Katzenellenbogen A. The Сеntrаl Tympanum at Vézelay: its encyclореdiс meaning and its relations to the First Crusade // Thе аrt bul. 1944. Sept. P. 141-151.
  • L’abbé Pouqnet. Théorie et symbolisme des tones de la musique grégorienne // Annales archéologique. 1869. T. 24. P. 380-387.
  • L’abbé Pouqnet. Théorie et symbolisme des tones de la musique grégorienne // Annales archéologique. 1870-1872. T. 27. P. 32-50.
  • Le Blant E. Note sur quelques représentations antiques de Daniel dans la fosse aux lions // Mémoires de la société nationale des antiquaires de France. Paris, 1874. Vol. 35. Р. 68-78.
  • Mâle É. The religious art in France: the XIIth century: a study of the origins of Medieval iconography / ed. Harry Bober. Cambridge; Princeton (N. J.), 1978.
  • Morrison K. Autun // The dictionary of art / ed. J. Turner. New York; London: Macmillan, 1996. Vol. 2. Р. 840-841.
  • Nordstöm F. «Daniel in the Lions Den» on Baptismal fonts // Acta Universitatus Upsalinis. Ars Suetica. Imagines Medievales. Uppsala, 1983. № 7. P. 351.
  • Oursel Ch. Univers roman / texte par R. Oursel; préf. de Hermann Baur; photos par Jacques Rouiller, etc. Fribourg: Office du Louvre, 1966. 194 р.
  • Reau L. Iconographie de l’art chrétien. Paris: Presses Univ. de France, 1956. Vol. 2, № 1. P. 143.
  • Reütersward P. The visible and invisible in art: essays in the history of art. Vienna: IRSA, 1991. P. 106-110.
  • Terret V. La sculpture bourguignonne aux XIIe et XIIIe siecles: ses origines and ses sourses d’inspiration. Autun: L’auteur, 1925. Vol. 1.
  • Terret V. La sculpture bourguignonne aux XIIe et XIIIe siecles: ses origines and ses sourses d’inspiration. Autun: L’auteur, 1925. Vol. 2.
  • Vergnolle E. Les chapiteaux du déambulatoire de Cluny // Rev. de l’art. 1972. Vol. 15. P. 95-101.
Авторы: Арутюнян Юлия Ивановна
Рубрика: Без названия
Страницы: 75-84
УДК: 72.033.4:73(44)
DOI:
Ключевые слова: искусство средних веков, романская скульптура, искусство Франции, Сен-Лазар в Отене, Сент-Мадлен в Везле, Клюни, Saint-Madeleine in Vézelay
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь