научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Редактирование зарубежных фильмов в СССР как культурноисторический феномен

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Полномочия советской киноредактуры распространялись не только на сферу создания отечественных
фильмов, но и на такие области, как отбор и прокат зарубежных кинолент. Тема статьи – идеологические и
эстетические критерии, по которым иностранная картина получала право на показ в СССР. Проникновение
редакторского скальпеля распространялось на все элементы киноорганизма: от «мелочей быта» до фундаментальных вопросов противостояния социальных систем. Прокат иностранной, особенно «капиталистической», ленты, порой самого невинного содержания, предполагал наличие определенного идеологического
посыла (даже если таковой изначально не предполагался). Либо исподволь, либо прямолинейно, в сознании
зрителя должна была формироваться мысль: буржуазное «забугорье» неизбежно уступает преимуществам
жизни в стране «победившего социализма». Фильмический бэкграунд анализа – преимущественно произведения ведущих капиталистических кинематографий: США, Франции, Италии, ФРГ, Японии. Рассмотрены направления редакторской работы, связанной с адаптацией иностранных картин для советского экрана: «политический» и «эстетический» перемонтаж; практика названий и «переназваний» фильма; причины, по которым
ленты сокращались; культура советского кинодубляжа; история «полочных» зарубежных фильмов в СССР.


  • Еременко Евгений Дмитриевич
  • Прошкова Зоя Вячеславовна
  • 1. Кудрявцев С. Глубокий вырез: какие сцены в СССРубирали из зарубежных фильмов. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3228292/ (дата обращения:23.04.2020).2. Эйзенштейн С., Шуб Э. Позолоченная гниль: кинопьеса: в 6 ч. / публ. и предисл. А. Дерябин // Киноведческиезаписки. 2002. № 58. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/291/ (дата обращения: 20.04.2020).3. Торопцев С. Гримасы Гонконга // Советский экран.1979. № 22. С. 18.4. Генс И. Ю. Меч и Хиросима. Тема войны в японскомкинематографе. Москва: Искусство, 1972. 200 с.5. Семенов В. Типичный детектив? (о фильме «Испытание человека») // Советский экран. 1979. № 21. С. 4–5.6. Еременко Е. Д. Редактирование сценария и фильма:учеб. пособие. Санкт-Петербург: СПбГИКиТ, 2018. С. 42.7. Трауберг Л. З. Леди Карате // На экранах мира.Москва: Искусство, 1977. Вып. 7. С. 201–206.8. Дэнби Д. Снова о насилии: «Соломенные псы» // Наэкране Америка / сост. И. Е. Кокарев. Москва: Прогресс,1978. С. 233–238.9. Демин В. «Конвой» // Спутник кинозрителя. 1985.№ 11. С. 16.10. Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа: аналит. летопись (1969–2005). Москва: «Канон +»,2009. 775 с.
Авторы: Еременко Евгений Дмитриевич
Прошкова Зоя Вячеславовна
Рубрика: Культурология
Страницы: 28-34
УДК: УДК 791(100):351.751.5(47)
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2020-3-28-34
Ключевые слова: кинематограф, киноредактор, советская цензура, зарубежные фильмы, кинопрокат, монтаж фильма, название фильма, кинотитры, кинодубляж, «полочный» фильм, авто-этнографический источник
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь