научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Музыкальная культура постиндустриального общества: к проблеме анализа основных дефиниций

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье рассматривается проблема дефиниций и границ, широко использующихся в современной постиндустриальной культуре, научном и общественном дискурсе понятий: «массовая», «популярная», «академическая», «классическая», «элитарная» музыка. Массовая музыка имеет целый ряд особенностей, детерминированных во многом спецификой социально-культурного, технического развития общества постиндустриальной эпохи. Однако применяемый вольно термин «популярная» по отношению к этому направлению музыки неточен, так как не только произведения массовой музыки становятся общеизвестными, но и классической, академической. В условиях постиндустриальной культуры произведения не только массовой, но и академической, элитарной музыки используются как развлечение, и как товар «организованного потребителя культуры», получая, в том числе, статус «популярной», который не идентичен по сущности понятию поп-музыка, являющейся одним из направлений массовой музыки как явления культуры XX в. Рассмотрение сущностных аспектов музыкальных направлений массовой и элитарной музыки приводит к выводу о социальной обусловленности вектора развития и востребованности их в условиях современной культуры.

  • Костюк Екатерина Борисовна
  • Конен В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с.
  • Хренов Н. А. Публика в истории культуры. М.: Аграф, 2007. 496 с. 50 Вестник СПбГИК № 2 (47) июнь · 2021
  •  Адорно Т. Избранное. Социология музыки. М.: Центр гуманит. инициатив, 2017. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=212209&p=4 (дата обращения: 30.09.2020).
  • Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М.: АСТ, 2008. URL: https://www.litmir.me/br/?b=81219&p=1 (дата обращения: 07.02.2020).
  • Рыбакова М. Г. Массовая культура и ее влияние на политический имидж государства (на примере США). СПб.: СПбГУКИ, 2005. 136 с.
  •  Шак Ф. М. Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины XX – начала XXI в.: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02. Ростов н/Д., 2018. 49 с. URL: https://rostcons.ru/assets/disser/2018/ shak_ref.pdf (дата обращения: 28.08.2020)
  •  Козлов А. Рок: истоки и развитие. М.: Мега-сервис, 1998. URL: https://www.noty-bratstvo.org/sites/default/files/%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%20%D0%A0%D0%BE%D0%BA- %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B- 2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_0.pdf (дата обращения: 09.10.2020).
  • Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. М.: Изд. Васин А. И., 2004. 256 с.
  •  Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01. Санкт-Петербург, 2005. 42 с. URL: https://www.dissercat.com/content/elitarnoe-i-massovoesoznanie-v-khudozhestvennoi-kulture-postmodernizma (дата обращения: 02.06.2021).
  • Махлина С. Т. Массовое и элитарное искусство // Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: словарь-справочник: в 2 кн. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Композитор, 2003. Кн. 2. С. 3–18. 11. Цукер А. Н. Отечественная массовая музыка 1960– 1990-х: учеб. пособие. СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. 256 с.
  •  Коробейников С. С. История музыкальной эстрады и джаза: учеб. пособие. Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2019. 354 с.
  •  Енукидзе Н. И. Популярные музыкальные жанры: Из истории джаза и мюзикла: кн. для чтения: учеб. пособие. М.: Росмэн, 2004. 124, [1] с.
  •  Комисаренко С. С. Элита российской культуры. СПб.: Нестор, 2004. 236 с.
  • Коллиер Дж. Становление джаза. М.: Радуга, 1984. 389 с.
  • Запесоцкий А. С. Из истории рок-музыки: творчество «Битлз». СПб.: СПбГУП, 2002. 40 с.
  •  Денисов А. В. Музыкальный язык в семиозисе художественной культуры: на материале Европейской музыки: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2002. 27 с.
  •  Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: АСТ, 2018. 192 с.
Авторы: Костюк Екатерина Борисовна
Рубрика: Культурология
Страницы: 45-50
УДК: УДК 78.067
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2021-2-45-50
Ключевые слова: музыка, культура, массовая, элитарная, популярная, академическое, классическое, потребитель культуры, постиндустриальная культура
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь