научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Костюм второй половины XX – начала XXI века в российской музейной практике

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье рассматриваются основные этапы развития музейного отношения к костюму второй половины XX – начала XXI в., его коллекционированию и экспонированию в зарубежных и российских музеях.
Приведена теория датского исследователя М. Р. Мельхиор, в которой история музейного коллекционирования и экспонирования костюма рассматривается в рамках двух направлений – «костюмной» и «модной» музеологии. В то время как «костюмная» музеология в большей степени основана на изучении предметов одежды, их классификации, «модная» музеология сконцентрирована на создании эффектных выставок, которые сами по себе могли бы считаться модными, привлекающих внимание публики и обеспечивающих узнаваемость музея, организацию коммуникаций вокруг музея. Отмечены ограничения и противоречия теории; проанализирована допустимость применения теории к отечественной музейной практике.
Рассмотрена подвижность терминов в гуманитарных науках, осмысляющих вестиментарные практики. Приведена характеристика собраний современного костюма Государственного исторического музея и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Описаны основные источники комплектования коллекций, перспективы их дальнейшего формирования, отмечена специфика сложившихся собраний. В обоих собраниях наиболее репрезентативная часть коллекции относится к 1960– 1980-м гг. Но если в Государственном историческом музее костюм комплектовался как вспомогательный материал для иллюстрации исторических событий, то во Всероссийском музее декоративного искусства комплектование происходило целенаправленно исходя из художественного качества предметов, благодаря чему сформировалась коллекция авторского костюма. Рассмотрена выставочная деятельность Государственного исторического музея и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в области репрезентации костюма второй половины XX – начала
XXI в.

  • Малыгина Юлия Игоревна
  • Melchior M. R. Introduction: understanding fashion and dress museology. Fashion and Museums: theory andpractice. London, 2014. p. 1–16.
  • Шубная Е. Люди и манекены // Теория моды: одежда, тело, культура. 2016. Вып. 39. С. 361–369. URL: https:// www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/39_tm_1_2016/ article/11784/ (дата обращения: 10.03.2021).
  • Энтуисл Дж. Модное тело. М.: Новое лит. обозрение, 2019. 392 с.
  •  Хубер Е. Культурный трансфер дискурса о моде и «самоконструирование» через индивидуальный пошив: дилетанты и мастера советской эпохи // Теория моды: одежда, тело, культура. 2015. Вып. 37. С. 25–54. URL: https:// www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/37_tm_3_2015/article/11590/ (дата обращения: 10.03.2021).
  • Валевская Н. А. Костюм как предмет коллекции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. I–III.
  • Лыбина Н. Как мода стала предметом коллекционирования и поводом для споров – есть ли ей место в музеях? // Собака.ru: сайт журн. 2020. 14 янв. URL: http://www.sobaka.ru/fashion/heroes/101546 (дата обращения: 10.03.2021)
Авторы: Малыгина Юлия Игоревна
Рубрика: Культурология
Страницы: 60-66
УДК: УДК 069.5:391”195/20”
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2021-2-60-66
Ключевые слова: костюм как музейный предмет, костюмная музеология, модная музеология, мода в СССР, музейные коллекции костюма, выставки костюма и моды
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь