Одесская киностудия и «Ленфильм»: редакторские практики (1960–1980-е гг.)
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Цель данной статьи – актуализация опыта редакторских практик, осуществлявшихся на двух советских киностудиях в период их расцвета (1960–1980-е гг.). При разнице в масштабах кинопроизводства Одесской киностудии и «Ленфильма», очевидны аналогии в их творческой и организационной политике указанного периода. Одним из ключевых факторов, способствовавшим созданию выдающихся фильмов, является инициативная работа сотрудников редакторского цеха. Параллели редакторской работы киностудий проявлялись в таких аспектах, как подготовка производственного плана («сценарного портфеля»), процесс создания фильма (от рассмотрения сценарной заявки до «сдачи» готового фильма). Наряду с достижениями, были конфликты, также ставшие частью истории киноредактирования. Особая тема – роль редактирования и цензурирования в творчестве ярких представителей «авторского кино». Художественное наследие обеих киностудий уже в постсоветский период музеефицировано и отражено в экспозиционных пространствах, при активном участии киноредакторов: Д. Иванеева, С. Коломоец – на «Ленфильме» и В. Костроменко, Г. Лазаревой, Е. Марценюк – на Одесской киностудии).
- Еременко Евгений Дмитриевич
- 1. Чувиляев И. Советские киностудии: что там сейчас? // OpenSpace.ru: обществ.-полит. портал. 2012. 14 мая. URL: http://os.colta.ru/cinema/projects/70/ details/37038/page2/ (дата обращения: 11.12.2021).
- 2. Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа: аналит. летопись (1969–2005). Москва: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 775 с.
- 3. Тримбач С. История одиночества. Украинское кино // История национальных кинематографий: совет. и постсовет. периоды / науч. ред.: Н. А. Кочеляева, А. П. Николаева-Чинарова, Е. В. Пархоменко. Москва: Академ. проект; Фонд «Мир», 2020. С. 519–535.
- 4. Лазарева Г. Я. «Княжна Мери». Творческий выкидыш. Одесса: Фенiкс, 2010. 400 с.
- 5. Басалаева И. Настоящие люди в отечественном кино эпохи «доброго патриотизма» // Новое литературное обозрение. 2019. № 3. С. 149–168. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_ literaturnoe_obozrenie/157_nlo_3_2019/article/21146/ (дата обращения: 11.02.2021).
- 6. Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Ленинград: Искусство, 1969. 511 с.
- 7. Колтунова Е. Двадцать седьмой директор // Порто-Франко. 1997. Июль. № 5 (5). URL: http://portofr.odessa.ua/1997/5/5-42.htm (дата обращения: 02.07.2021).
- 8. Марценюк Е. С. Мой Збандут // Проза.ру: рос. лит. портал. URL: https://proza.ru/2009/11/02/143 (дата обращения: 12.12.2021).
- 9. Юнгвальд-Хилькевич Г. Э. Тридцать пять лет спустя: брала Т. Невская // Вечерняя Одесса. 2014. 2 дек. № 180 (10098). URL: http://vo.od.ua/rubrics/ kultura/31739.php (дата обращения: 02.07.2021).
- 10. Рудых Е. Как делалось кино в Одессе: очерки. Одесса: Опитмум, 2002. 248 с.
- 11. Режиссер Кира Муратова: «Я ставлю этой планете „ноль“»!: материал интервью подготовлен при содействии пресс-службы SOTA Cinema Group // Большой: сайт журн. Минск, 2012. 14 марта. URL: https://bolshoi.by/persona/rezhisser-kira-muratovaya-stavlyu-etoj-planete-nol/ (дата обращения: 10.02.2022).
- 12. Вечная Кира Муратова: беседу брала Ася Нуриева // Horde.me. 2005. URL: https://horde.me/ ZITTA/vechnaya-kira-muratova.html (дата обращения: 03.07.2021).
- 13. Шуйский Ю. А. «Долгие проводы» на пути к зрителю (к истории создания фильма Киры Муратовой) // Редактирование и редактор в отечественном кинематографе: сб. науч. ст. / ред.-сост. Е. Д. Еременко. Санкт-Петербург: Ассоц. «НИЦ «Пересвет»; «Форм-принт», 2021. С. 35–43.
- 14. «Цепные псы» кинематографа: круглый стол «ИК» // Искусство кино: сайт. журн. 2001. № 8. URL: http://kinoart.ru/archive/2001/08/n8-article1 (дата обращения: 27.06.2020).
- 15. Юнгвальд-Хилькевич Г. Э., Юнгвальд-Хилькевич Н. Г. За кадром. Москва: Центрполиграф, 2000. 384 с.
- 16. Еременко Е. Д. Редактирование сценария и фильма: учеб. пособие. Санкт-Петербург: СПбГИКиТ, 2018. 76 с.
- 17. Лазарева Г. Время. Кино. Книга: сборник / сост. Е. Марценюк; худож. В. Миненко. Одесса: Бахва, 1999. 449, [2] с., [13] л. ил., портр.
- 18. Лазарева Г. Очевидец: ХХ век. Одесса: Фенiкс, 2015. 528 с.
- 19. Кира Муратова / сост.: Г. Лазарева, В. Миненко. Одесса: Астропринт, 2004. 72 с.
- 20. Вадим Костроменко: «Ловчить и кланяться не умею»: интервью Н. Тютюненко // Mediasat.info: информ.-аналит. портал. 2014. 25 сент.URL: https:// mediasat.info/2014/09/25/vadim-kostromenkolovchit-i-klanjatsja-ne-umeju/ (дата обращения: 10.02.2022).
- 21. Хомяков О. М. Моя Одесса // Урал. 1995. № 10–11. С. 26–122.
- 22. Марценюк Е. Портрет Высоцкого в рамке Одесской киностудии // Проза.ру: рос. лит. портал. URL: https://proza.ru/2009/11/10/1387 (дата обращения: 28.11.2021).
- 23. Фрижета Гукасян: Профессия киноредактор: цензор, соавтор, недостающее звено? // Искусство кино: сайт. журн. 2020. 3 февр. URL: https://kinoart. ru/texts/frizhetta-gukasyan-professiya-kinoredaktor (дата обращения: 17.12.2021).
- 24. Иванеев Д. Г. «Ленфильм»: день за днем. Санкт-Петербург: Киностудия «Киномельница», 2015. 224 с.
- 25. Кураев М. Н. «Ленфильм» был!.. Из записок беглого кинематографиста. Санкт-Петербург: Изд. дом «Петрополис», 2020. 436 с. 53 Одесская киностудия и «Ленфильм»: редакторские практики (1960–1980-е гг.)
- 26. Еременко Е. Д., Прошкова З. В. Фильмы для детей и юношества: опыт советской редактуры // Культура и гуманитарные науки в современном мире: сб. науч. ст. / Ассоц. «НИЦ «Пересвет»; под ред. О. В. Архиповой и А. И. Климина. Санкт-Петербург: «Фора-принт», 2020. Вып. 3. С. 38–50.
- 27. Познин В. Ф. Экранное пространство и время. Структурно-типологический и перцептуальный аспекты / Рос. ин-т истории искусств. СанктПетербург: Изд. дом «Петрополис», 2021. 388 с.