Синтез социокультурной и технико-технологической обусловленности реализма в фотографии
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
В статье представлена аналитика реалистического изображения в фотографии как концепции и явления. Автор рассматривает реализм в качестве метода, позволяющего создавать узнаваемость окружающего мира в фотографических образах. Под реальностью понимается действительность, которую технически возможно зафиксировать фотоаппаратурой. Уделено большое внимание развитию фототехники и ее влиянию на представления о реалистичности в фотографии. Приведена точка зрения, согласно которой реализм фотоизображения обуславливается либерально-демократическим прогрессом общества: возникновением свободы передвижения, массовой туриндустрии, досуга, хобби, появлением доступной фототехники. Реализм в статье описан в категориях буквальной подачи действительности, в качестве фотографического натурализма, привязанного к оптическому совершенству снимка. Развитие любительской фотографии интерпретируется в тесной связи с научно-техническим прогрессом в фотоделе, где конструкторские решения направлены на улучшение оптических показателей снимка, но ни на возможности художественной трактовки образа. Массовый фотолюбитель и современный пользователь цифрового оборудования рассмотрены в статье как проводники строго ограниченной модели понимания реалистичности изображения. Эта модель изобилует образными клише и техническими штампами, реализуемыми не столько самим «фотографом», сколько компьютерной программой и ее «представлениями» о реальности и реализме.
- Мухин Андрей Сергеевич
- 1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе / предисл., сост., пер. и прим. С. А. Ромашко. Москва: МЕДИУМ, 1996. С. 15–65.
- 2. Делакруа Э. Реализм и идеализм // Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках / пер. М. Казениной. Москва: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1960. C. 217–225.
- 3. Делакруа Э. О преподавании рисунка // Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках / пер. М. Казениной. Москва: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1960. C. 135–145.
- 4. Барт Р. Camera lucida: коммент. к фотографии / пер. М. Рыклина. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2013. 192 с.
- 5. Морозов С. А. Творческая фотография. Москва: Планета, 1986. 416 с.
- 6. Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе / предисл., сост., пер. и прим. С. А. Ромашко. Москва: МЕДИУМ, 1996. C. 66–91.
- 7. Платон. Парменид / пер. Н. Н. Томасова // Платон. Сочинения: в 4 т. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007. Т. 2. С. 413–492.
- 8. Платон. Софист / пер. С. А. Ананьина // Платон. Сочинения: в 4 т. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007. Т. 2. С. 329–412.
- 9. Сонтаг С. О фотографии / пер. В. Голышева. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. 272 с.
- 10. Лаврентьев А. Н. История дизайна. Москва: Гардарики, 2007. 303 с.
- 11. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. Д. Кралечкина. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. 672 с. 12. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне / пер. И. Летберга. Москва: АСТ: Астрель, 2012. 221 с.
- 13. Пришвин М. М. Дневники 1905–1947 гг. (Публикации 1991–2013 гг.). 1930. URL: http://prishvin. lit-info.ru/prishvin/dnevniki/dnevniki-otdelno/1930- stranica-8.htm (дата обращения: 12.01.2022).
- 14. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники. Москва: ИНФРА-М, 1998. 224 с.