научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Лингводидактическая интерпретация треугольника позиции Джона Дю Буа

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Актуальность данного исследования обусловлена важностью азработкиетодики обучения иностранных аспирантов выражению авторской позиции в научном тексте, которая способствовала бы формированию умений, необходимых для написания кандидатской диссертации. Выдвинуто предположение о том, что основой такой методики может служить треугольник позиции Джона У. Дю Буа, в котором отражены связи субъекта творческой деятельности (автора) с другими субъектами и с рассматриваемым объектом. Целью настоящей статьи является лингводидактическая интерпретация треугольника Дю Буа. Основной метод исследования – моделирование процесса обучения иностранных аспирантов выражению авторской позиции на основе концепции Дю Буа. Результаты исследования состоят в следующем. Треугольник позиции Дю Буа адаптирован к условиям обучения русскому языку иностранных аспирантов. Выявлены особенности субъекта как читателя и как автора. Интерпретированы три компонента выражения авторской позиции в научном тексте: выражение отношения к предмету сообщения, позиционирование себя, согласование мнения с читателями. Установлены лингводидактические преимущества использования адаптированного треугольника как средства обучения. Построена модель обучения иностранных аспирантов-лингвистов выражению авторской позиции в научном тексте, включающая три блока и направленная на формирование понятия авторской позиции и знания средств ее выражения в научном тексте, умений понимания и написания лингвистического текста с выраженной авторской позицией.

  • Гу Айин
  • Biber D., Finegan E. Adverbial Stance Types in English // Discourse Processes. 1988. Vol. 11, № 1. P. 1–34.
  • Biber D., Finegan E. Styles of stance in English: Lexical and grammatical marking of evidentiality and affect // Text. 1989. № 9. P. 93–124. 
  • Болсуновская Л. М. Лексические средства выражения позиции автора в русском и англоязыч- ном научно-техническом письменном дискурсе (на материале текстов по геологии) // Научный журнал Кубанского государственного аграрного универси- тета: политемат. сетевой электрон. журн. 2015. № 114. URL: http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/36.pdf (дата обращения: 20.05.2022). 
  • Du Bois J. W. The stance triangle // Stancetaking in Discourse: Subjectivity, Evaluation, Interaction / ed. R. Englebretson. Amsterdam: John Benjamins, 2007. P. 139–182. 
  • Hyland K. Disciplinary Interactions: Metaiscourse in L2 Postgraduate Writing // Journal of Second Language Writing. 2004. Vol. 13, № 2. P. 133–151. 
  • Hyland K. Stance and engagement: a model of interaction in academic discourse // Discourse Studies. 2005. Vol. 7, № 2. P. 173–192. 
  • Liu Sh. A review of discourse stance studies // Contemporary rhetoric. 2017. № 5. P. 63–70. 
  • Martin J. R., White P. R. R. The language of evaluation: appraisal in English. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2005. 278 p. 
  • Deng Y., Yi J. A cognitive probe into the college English teaching of authorial stance // Technology Enhanced Foreign Language Education. 2020. № 3. P. 17–29. 
  • Беляев Б. В. О применении принципа со- знательности в обучении иностранному языку // Психология в обучении иностранному языку: сб. ст. Москва: Просвещение, 1967. С. 5–17. 
  • Московкин Л. В. Дидактические основы теории методов обучения неродному языку. Санкт- Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. 148 с. 
  • Богуславский И. М. Семантический анализ с опорой на умозаключения в функциональной моде- ли языка // Вопросы языкознания. 2021. № 1. С. 29–56. 
  • Килина Л. Ф., Соколова А. Феминитивы с суффиксом -их(а) в текстах XVIII–XX вв.: корпусное исследование // Вопросы языкознания. 2022. № 1. С. 85–105.
Авторы: Гу Айин
Рубрика: Педагогические науки
Страницы: 122-128
УДК: 378.147.5:811.161.1’42
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-2-122-128
Ключевые слова: русский язык, методика обучения, научный текст, авторская позиция, выражение позиции, треугольник позиции, Дж. У. Дю Буа, модель обучения
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь