научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Интерпретация средневекового искусства в научной иллюстрации Франции 1820–1860-х гг.

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В XIX в. возрастает значение научной иллюстрации. Образы средневековья возникают в трудах по истории искусства и материальной культуры, справочниках, периодических изданиях, путеводителях. Характерными чертами научной иллюстрации является стремление к соблюдению реальных пропорций и композиции памятников архитектуры и изобразительного искусства, внимание к деталям, понимание закономерностей стиля и отражение их в графических воспроизведениях. Издания сочетают подробные детальные изображения памятников зодчества и схематически трактованные детали фасадов и интерьеров. В труде Серу д’Аженкура отдельные таблицы воспроизводят экстерьеры и планы известных построек эпохи Раннего средневековья, романики и готики. Словарь Э. Э. Виолле ле Дюка включает ряд изображений произведений искусства, графическая интерпретация сооружений и объектов визуальных искусств носит четкий лаконичный характер. Журналы «Магазен питтореск» и «Мюзе де фамий» широко привлекают пейзажные виды, включающие архитектурные сооружения средневековья. В «Бюллетэн монументаль» научная графика связана с текстами и ориентирована на достоверную и детальную трактовку памятников. На рубеже XIX–XX вв. графические изображения начинают заменять фотографиями, жанр постепенно теряет свое значение. На протяжении столетия научная графика эволюционирует от пейзажной «живописной» трактовки виде к научно-достоверной констатации внешнего облика средневековый архитектуры и произведений искусства.

  • Арутюнян Юлия Ивановна
  • Karlholm T. D. Art of illusion: the representation of art history in nineteenth-century Germany and beyond. Bern: Peter Lang, 2006. 272.
  • Mitchell W. J. T. Four Fundamental Concepts of Image Science. Visual Literacy / ed. J. Elkins. New York: Routledge, 2008. 14–21. 
  • Mitchell W. J. T. The Pictorial Turn. Mitchell W. J. T. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1994. 11–34. 
  • Mitchell W. J. T. What do Pictures Want?: The Lives and Loves of Images. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2005. XXI, 380. 
  • Moxey K. P. F. Visual time: the image in history. Durham; London: Duke Univ. Press, 2013. XIII, 207. 
  • Арьес Ф. Время истории / пер. с франц. и примеч. М. Неклюдовой. Москва: ОГИ, 2011. 304 с.
  • Karlholm D. (ed.), Moxey K. P. F. (ed.). Time in the History of Art: Temporality, Chronology and Anachrony. New York: Routledge, 2018. 264. 
  • Arnold D. (ed.), Bending S. (ed.). Tracing Architecture: the Aesthetics of Antiquariansm. Oxford: Blackwell, 2003. 149. 
  • Montfaucon B. de Les monumens de la monarchie françoise, qui comprennent   l’histoire de France, avec les figures de chaque règne que l’injure des tems à épargné. Paris: Gandouin et Giffart, 1729–1733. 
  • Félibien A. Mémoires pour servir à l’histoire des maisons royalles et bâtiments de France, 1681. 125 p. 34 dessins et plans. Reliure du XVII s.// Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 961. Собрание французских рукописей. Оп. № 254. Fr. F. IV. № 37.
  • Chardon J. Le trésor de l’abbaye royale de S. Denis en France : qui comprend les Corps Saints & autres reliques précieuses que se voyent, tant dans l’Église, que dans la salle du trésor. Paris: De l’imp. de Chardon, rue Galande, 1762. 18. 
  • Seroux D’Agincourt J.-B. Histoire de l’art par les monumens, depuis sa décadence au IVe siècle jusqu’à son renouvellement au XVIe: in 6 vols. Paris: Treuttel et Würtz, 1823. 
  • Базен Ж. История истории искусства от Ва- зари до наших дней. Москва: Прогресс – Культура, 1994. 528 с.
  • Mondini D. Mittelalter im Bild: Séroux d’Agincourt und die Kunsthistoriographie um 1800. Zürich: Zurich InterPubl., 2005. 407. 
  • Di Simone P. Indagini su una chiesa fantasma. Santa Croce a Villa Madama nel corpus dei disegni per la Histoire de l’Art di Seroux d’Agincourt. Hortus Artium Medievalium. 2018. 24, 366–378. 
  • Di Simone P. Seroux d’Agincourt e la pittura medievale a Napoli nei disegni della Biblioteca Apostolica Vaticana. Arte Medievale. 2018. V Serie – Anno VIII. 99–106. 
  • Miarelli Mariani I. Seroux d’Agincourt e L’histoire de l’art par les monumens: riscoperta del Medioevo, dibattito storiografico e riproduzione artistica tra fine XVIIIe inizio XIX secolo. Roma: Bonsignori, 2005. 286. 
  • Mariani I. M. (cura), Moretti S. (cura). Seroux D’Agincourt e la documentazione grafica del medioevo i disegni della Biblioteca Apostolica Vaticana. Studi e testi 523. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 2017. 427. 
  • Lenoir A. Musée des monumens français. ou Description historique et chronologique des statues en marbre et en bronze, bas-reliefs et tombeaux des hommes et des femmes célèbres, pour servir à l’histoire de France et à celle de l’art; ornée de gravures et augmentée d’une dissertation sur les costumes de chaque siècle: in 8 vols. Paris: Guilleminet – Nepveu, 1800–1821. 
  • Viollet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XIe au XVIe siècle: in 10 vols. Paris: B. Bance, A. Morel, 1854–1868. 
  • Viollet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné du mobilier français de l’époque carolingienne à la Renaissance: in 6 vols. Paris: Vve A. Morel, [1873]– 1874. 
  • Арутюнян Ю. И. Средневековый костюм в европейской научной иллюстрации XIX века: проблемы интерпретации истории // Научные труды / С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. 2018. Вып. 45, апр./ июнь. С. 113–132.
  • Bonnard C. Costumes des XIII-e, XIV-e,et XV-e siécles, ecstraits des monuments les plus authentiques de peinture et sculpture, avec un texte historique et discribtif par Camille Bonnard: in 3 vols. Paris: Treuttel et Würtz, 1829. 
  • Bonnard C. (Texte historique et descriptif); Mercuri P. (dessinés et graves). Costumes historiques des XIIe, XIIIe, XIVe et XVe siècles tirés des monuments les plus authentiques de peinture et de sculpture: in 3 vols. Paris: A. Lévy fils. 1860–1861. 
  • Demay G. Le costume au Moyen âd’apres le sceaux. Paris: Libr. de Dumoulin et C°, 1880. 
  • Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. Москва: РИП-Холдинг, 2013. 318 с.
Авторы: Арутюнян Юлия Ивановна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 154-161
УДК: 769.2(44)”1820/1860”:72.033
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-2-154-161
Ключевые слова: европейская графика XIX в., образы архитектуры в изобразительном искусстве, архитектурная графика, научная иллюстрация, историзм в искусстве XIX в., стилизация в искусстве, иллюстрирование учебников
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь