Перформативные практики в конструировании образов национальной идентичности
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Задача данной статьи состоит в анализе феномена национальной идентичности в контексте перформативного подхода. Перформанс – понятие, позволяющее рассмотреть различные способы воспроизведения и подтверждения национального единства от санкционированных государством и до повседневных практик. Национальные перформансы служат подтверждению цельности и силы «воображаемого сообщества», отфильтровывая и передавая устойчивые базовые смыслы, разде- ляемые всеми его представителями. Понятие перформативности также выдвигает на первый план идентичность как динамичную, находящуюся в постоянном процессе своего (вос)производства. Нация остается влиятельной категорией для определения единства на основе языка, территории, общего исторического прошлого. Искусство, наука, политика, экономика – все составляющие так или иначе оказываются окрашены специфическим национальным колоритом. В глобализирующем- ся мире национальные культуры, с одной стороны, стремятся к унификации, вписыванию в обще- человеческий контекст, с другой – появляются тенденции к переопределению своей национальной идентичности, прочерчиваю и означиванию своих границ, в первую очередь символических. На- циональная идентичность перформативна. Для ее подтверждения используются как устоявшиеся формы, имеющие историю, так и «изобретенные традиции».
- Антонян Карина Георгиевна
- Соколова Нина Александровна
- Соколов К. Б. Глобализация: история, современность и искусство. Москва: Гос. ин-т искусствознания, 2012. 444 с.
- Спанью М. История цивилизаций как культурный трансфер. Москва: Новое лит. обозрение, 2018. 816 с.
- Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / пер. с нем. С. Ташкенова. Москва: Новое лит. обозрение, 2017. 504 с.
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. Москва: Кучково поле, 2016. 416 с
- Киен Г. Глобальная этнография. Этнография в векмобильности. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика,2015.191с.
- Goffman E. The presentation of self in everydaylife.Edinburgh:Univ.ofEdinburghPubl.,1956.162p.
- Schechner R. Performance Studies: An Introduction /ed.S.Brady.3rded.NewYork:Routledge,2013.359p.
- ЛукинаА.В.Новые подходы к исследованию национальной идентичности// Известия Уральского государственного университета.2004. №33. С.238–246.
- Кастильоне Б. Придворный // Сочинения великих итальянцев XVI в. Санкт-Петербург: Алетейя,2002.С.181–247.
- Ichijo A., Ranta R. Food, national identity andnationalism: From every day to global politics. London:Palgrave Macmillan UK; Imprint: Palgrave Macmillan,2016.196р.
- Пылькин А. А., Соколова Н. А. Проблема идентичности информатизированного человека с точки зрения интертекстуализма // Уровень жизни населения регионов России.2019.№4.С.117–122.
- Edensor T. National identity, popular culture andevery day life. NewYork: Routledge,2020.224p.
- Хобсбаум Э. Изобретение традиций // ВестникЕвразии.2000.№.1.С.47–62.
- Пологова К. В. Театральная метафора в политическом нарративе «движение black lives matter» //Актуальные проблемы языкознания: материалыХ межвуз. конф. с междунар. участием, 19–20 апр.Санкт-Петербург,2021.С.129–137.
- Лавров Д. Е. Современный Палех на великом переломе: судьбы «маленького чуда, рожденного революцией», после развала Советского Союза //Трансформация старого и поиски нового вкультуре и искусстве 90-х годов XX века: материалы науч.конф,Санкт-Петербург,28–29 янв.2020г./ Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI вв. Санкт-Петербург: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI вв., 2020.С.131–136.
- ЛевшинаО.Н.Формирование базовых принципов американской культуры//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17 №4. С.332–338.
- Венкова А. В. Феномен иммерсивности. Мультисенсорный поворот в культуре. Санкт-Петербург:Центр науч.-производств. технологий «Астерион»,2021.336с.