научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Перформативные практики в конструировании образов национальной идентичности

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Задача данной статьи состоит в анализе феномена национальной идентичности в контексте перформативного подхода. Перформанс – понятие, позволяющее рассмотреть различные способы воспроизведения и подтверждения национального единства от санкционированных государством и до повседневных практик. Национальные перформансы служат подтверждению цельности и силы «воображаемого сообщества», отфильтровывая и передавая устойчивые базовые смыслы, разде- ляемые всеми его представителями. Понятие перформативности также выдвигает на первый план идентичность как динамичную, находящуюся в постоянном процессе своего (вос)производства. Нация остается влиятельной категорией для определения единства на основе языка, территории, общего исторического прошлого. Искусство, наука, политика, экономика – все составляющие так или иначе оказываются окрашены специфическим национальным колоритом. В глобализирующем- ся мире национальные культуры, с одной стороны, стремятся к унификации, вписыванию в обще- человеческий контекст, с другой – появляются тенденции к переопределению своей национальной идентичности, прочерчиваю и означиванию своих границ, в первую очередь символических. На- циональная идентичность перформативна. Для ее подтверждения используются как устоявшиеся формы, имеющие историю, так и «изобретенные традиции».

  • Антонян Карина Георгиевна
  • Соколова Нина Александровна
  • Соколов К. Б. Глобализация: история, современность и искусство. Москва: Гос. ин-т искусствознания, 2012. 444 с.
  • Спанью М. История цивилизаций как культурный трансфер. Москва: Новое лит. обозрение, 2018. 816 с. 
  •  Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / пер. с нем. С. Ташкенова. Москва: Новое лит. обозрение, 2017. 504 с. 
  •  Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. Москва: Кучково поле, 2016. 416 с 
  • Киен Г. Глобальная этнография. Этнография в векмобильности. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика,2015.191с. 
  • Goffman E. The presentation of self in everydaylife.Edinburgh:Univ.ofEdinburghPubl.,1956.162p. 
  • Schechner R. Performance Studies: An Introduction /ed.S.Brady.3rded.NewYork:Routledge,2013.359p. 
  • ЛукинаА.В.Новые подходы к исследованию национальной идентичности// Известия Уральского государственного университета.2004. №33. С.238–246. 
  • Кастильоне Б. Придворный // Сочинения великих итальянцев XVI в. Санкт-Петербург: Алетейя,2002.С.181–247. 
  • Ichijo A., Ranta R. Food, national identity andnationalism: From every day to global politics. London:Palgrave Macmillan UK; Imprint: Palgrave Macmillan,2016.196р. 
  • Пылькин А. А., Соколова Н. А. Проблема идентичности информатизированного человека с точки зрения интертекстуализма // Уровень жизни населения регионов России.2019.№4.С.117–122. 
  • Edensor T. National identity, popular culture andevery day life. NewYork: Routledge,2020.224p. 
  • Хобсбаум Э. Изобретение традиций // ВестникЕвразии.2000.№.1.С.47–62. 
  • Пологова К. В. Театральная метафора в политическом нарративе «движение black lives matter» //Актуальные проблемы языкознания: материалыХ межвуз. конф. с междунар. участием, 19–20 апр.Санкт-Петербург,2021.С.129–137. 
  • Лавров Д. Е. Современный Палех на великом переломе: судьбы «маленького чуда, рожденного революцией», после развала Советского Союза //Трансформация старого и поиски нового  вкультуре и искусстве 90-х годов XX века: материалы науч.конф,Санкт-Петербург,28–29 янв.2020г./ Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI вв. Санкт-Петербург: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI вв., 2020.С.131–136. 
  • ЛевшинаО.Н.Формирование базовых принципов американской культуры//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17 №4. С.332–338. 
  • Венкова А. В. Феномен иммерсивности. Мультисенсорный поворот в культуре. Санкт-Петербург:Центр науч.-производств. технологий «Астерион»,2021.336с. 
Авторы: Антонян Карина Георгиевна
Соколова Нина Александровна
Рубрика: Культурология
Страницы: 6-11
УДК: 323.1:316.7
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-3-6-11
Ключевые слова: перформанс, идентичность, перформативность, перформанс идентичности, национальная идентичность, перформативный поворот
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь