научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Культурные смыслы петровской и пушкинской России: досоветский и советский дискурсы1

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье на основе использования компаративного, культурно-антропологического, художественно-эстетического методов обращено внимание на то, насколько петровская Россия была источником влияния и точкой духовного, художественно-творческого притяжения. Предложен ряд алгоритмов, значимых для понимания бинарности (а в итоге дихотомичности) не столько фигур императора Петра и поэта А. С. Пушкина, сколько миров, созданных и воплощенных ими. Первый алгоритм – культурно-антропологическая версия, выразительная в художественном плане и существенная в культурно-историческом. Второй алгоритм – социально-политическая, социокультурная антитеза. Третий алгоритм связан с обозначением петровского и пушкинского начал русской культуры, применительно к личностным характеристикам двух персон, создавших и впитавших интенции Города. С опорой на труды Ю. Тынянова, Ю. Лотмана, М. Кагана подчеркнуто понимание города императора Петра как города поэта Пушкина. Свобода (не анархическая, а осознанная и содержательно значимая) и регламентация – это соотношение двух персон и двух миров, Пушкина и Петра, соотношение не только города как конструкта императора Петра и поэта Пушкина, но шире – петровской и пушкинской России.

  • Злотникова Татьяна Семеновна
  • 1. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Москва: Новое лит. обозрение, 2014. 323 с.
  • 2. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. Москва: Наука, 1973. 234 с. 
  • 3. Бурлина Е. Я., Иливицкая Л., Кузовенкова Ю. и др. Хронотопия города. Самара: Кн. издательство, 2016. 240 с. 
  • 4. Вебер М. Город // Вебер М. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990. С. 309–446. 
  • 5. Глазычев В. Л. Город на все времена // Сайт памяти В. Л. Глазычева. URL: http://www.glazychev. ru/habitations&cities/1998_gorod_na_vse_vremena. htm (дата обращения: 27.06.2022). 
  • 6. Линч К. Образ города. Москва: Стройиздат, 1982. 328 с. 
  • 7. Смирнов С. А. Город и Человек: очерки по городской антропологии. Москва: Ленанд, 2020. 272 с. 
  • 8. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2003. 617 с. 
  • 9. Устюгова Е. Н. Антропологический поворот в современной урбанистике // Terra Aestheticae. 2018. № 1. С. 199–215. 
  • 10. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2/3. С. 8–27. 
  • 11. Шлегель К. Возвращение европейских городов // Отечественные записки. 2012. № 3 (48). С. 288–304. 
  • 12. Штейнбах Х. Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 301 с. 
  • 13. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Санкт-Петербург: Симпозиум, 2006. 544 с. 
  • 14. Злотникова Т. С. А. С. Пушкин – пограничная фигура русской культуры // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 318–323. 
  • 15.  Лотман  Ю.  М. Семиосфера. СанктПетербург: Искусство-СПб, 2001. 704 с. 
  • 16. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. Москва: Наука, 1968. 424 с. 
  • 17. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. Санкт-Петербург: Славия, 1996. 407 с.
Авторы: Злотникова Татьяна Семеновна
Рубрика: Культурология
Страницы: 39-44
УДК: 316.7:94(470)”17/18”
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-3-39-44
Ключевые слова: петровская Россия, пушкинская Россия, Петербург, культурно-антропологический метод, художественно-эстетический метод, бинарная оппозиция
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь