научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Иммерсивность в современной культуре

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В XX в. появилось такое явление, как иммерсивность. Связано это с тем, что интенсивно развиваются разные компьютерные технологии, использующие виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR), смешанную реальность (MR). Все они получили широкое применение в современной художественной культуре. Однако на первых этапах они были связаны с разработками в военно-стратегической сфере. Постепенно они получили распространение в медицине, что намного улучшило не только диагностику, но и процессы лечения. Широко применяются методы иммерсивности в современной психологии. Оказалось, что иммерсивность способствует эффективности журналистики, образования. Сегодня, благодаря иммерсивности, получили распространение квесты – игры с использованием новых приемов, которые имеют большое количество любителей такого рода досуга. Иммерсивность стала знаком современной культуры.

  • Махлина Светлана Тевельевна
  • 1. Виртуальная реальность // История философии: энциклопедия. Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2002. С. 184–187.
  • 2. Глазкова С. А. Технология дополненной реальности в новых медиа // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2013. С. 117–122. 
  • 3. Ченцова Т. Н. Исследование технологий дополнительной реальности // Современные подходы к исследованию социально-философских аспектов развития общества: материалы междунар. науч.- практ. конф. Москва, 2017. С. 56–57. 
  • 4. Иванова А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности, препятствия, применение // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3 (108). С. 88–107. 
  • 5. Львов М. А. Виртуальная реальность становится реальной // MediaVision: информ.-техн. журн. 2016. Окт. № 8 (68). С. 48–49. URL: http://mediavisionmag.ru/uploads/08-2016/48_49_Mediavision_08_2016. pdf (дата обращения: 03.08.2022). 
  • 6. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СанктПетербург: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 с. 
  • 7. Иммерсивность // Herzena – электронные словари русского языка. URL: https://herzena.ru/index. php/words/show/6656 (дата обращения: 3.08.2022). 
  • 8. Уткин А., Покровская Н. Белое зеркало: учебник по интерактивному сторителлингу в кино, VR и иммереивном театре. Москва: Альпина Паблишер, 2020. 236 с. 
  • 9. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 1 (26). С. 174–178. 
  • 10. Авербух Н. В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 100–108. 
  • 11. Воронкова Э. А. Иммерсивность в искусстве. Определение и характеристики // Инновационные аспекты развития науки и техники: сб. избр. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2021. С. 139–142. 
  • 12. Войскунский А. Е, Меньшикова Г. Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 1. С. 22–36. 
  • 13. Ситулина М. Б., Лапко А. В. Применение технологий виртуальной реальности в иммерсивной журналистике: зарубежная и российская практика // Литература и журналистика стран Азиатско-Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации XX–XXI вв.: (к 130-летию со дня рождения Вс. Н. Иванова): материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 21–22 нояб. 2018 г. Хабаровск, 2019. С. 220–227. 
  • 14. Осиповская Е. А. Технологии виртуальной реальности как новый инструмент журналистики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. № 6. С. 78–83. 
  • 15. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Кочкаевой, С. А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2017. 413, [3] с. 
  • 16. Красавина А. В., Артемов И. А. Сторителлинг и иммерсия: соврем. тенденции журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1. С. 102–109. 
  • 17. Благов Ю. В. Иммерсивная журналистика в медиареальности // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2017. Т. 2, № 3. С. 146–154. 
  • 18. Благов Ю. В. Традиции и новаторство в журналистике погружения  // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2019. Т. 1, № 4. С. 103–110. 
  • 19. Ибраева Г. Ж. Иммерсивная журналистика как новая цифровая платформа медиа коммуникации // Вестник Казахского национального университета имени аль-Фараби. Серия Журналистики. 2018. Т. 45, № 3. С. 1–14. URL: https://www.researchgate.net/publication/343934566_Immersivnaa_zurnalistika_kak_novaa_cifrovaa_platforma_media_kommunikacii_httpsbulletin-journalismkaznukzindexphp1- journalarticleview751 (дата обращения: 3.08.2022). 
  • 20. Семенова Т. Н. Цифровые технологии в сопровождении образования детей с расстройствами аутистического спектра // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. Брянск, 26–27 нояб. 2020 г. Брянск, 2020. С. 795–798. 
  • 21. Вешнева И. В., Сингатулин Р. А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 2(198). С. 142–147. 
  • 22. Сергеев С. Ф. Проблемы и перспективы развития электронного обучения // Школьные технологии. 2015. № 3. С. 28–38. 
  • 23. Все, что вам нужно знать об иммерсивном обучении // АутоТренинги: платформа для вашей онлайн-школы. URL: https://antitreningi.ru/info/elearning/immersivnoe-obuchenie (дата обращения: 4.08.2022).  
  • 24. Сенсация индустрии развлечений – квесты в реальности // QuestPlanet: сайт. URL: https:// questplanet.ru/articles/sensaciya-industrii-razvlechenijkvesty-v-realnosti (дата обращения: 4.08.2022). 
  • 25. Перфильева Н. И. Инновационные формы организации культурно-досуговой деятельности молодежи: на примере квест-игр или «квест в реальности» // Дизайн, мода, культурные индустрии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 11–12 нояб. 2019 г. / отв. ред. М. И. Гомбоева. Чита, 2019. С. 250–257.
Авторы: Махлина Светлана Тевельевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 69-79
УДК: 008:004.946
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-3-69-79
Ключевые слова: иммерсивность, виртуальная реальность, дополненная реальность, смешанная реальность, медицина, психология, образование, квесты, культура
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь