научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Культурно-образовательный проект «Память сквозь года» как опыт работы музея с посетителями

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Проект «Память сквозь года» реализован в 2020–2021  гг. совместно Музеем антропологии и этнографии (МАЭ) (Кунсткамера) РАН и Домом детского творчества «На 9-й линии» Василеостровского района Санкт-Петербурга. Проект, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, был приурочен к Году памяти и славы. В проекте принимали участие учащиеся старших классов образовательных учреждений Василеостровского района Санкт-Петербурга, активисты штаба «Гражданская активность» Российского движения школьников. Результатом стал документальный фильм о МАЭ, созданный подростками, продемонстрировавшими собственный взгляд на внутреннюю жизнь музея. Фильм завоевал несколько наград на кинофестивалях. Была апробирована схема взаимодействия музея с образовательным учреждением без источников дополнительного финансирования, на материально-технической базе обеих организаций. Участники проекта смогли привлечь в музей своих сверстников, что позволяет МАЭ планировать реализацию различных социокультурных и образовательных мероприятий с новой аудиторией.

  • Петрова Александра Аркадьевна
  • 1. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2019 г. № 327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44425 (дата обращения: 20.05.2022).
  • 2. Устав Международного совета музеев (ИКОМ): принят на 16-й Генерал. Ассамблее ИКОМ (Гаага, Нидерланды, 5 сент. 1989 г.), доп. и изм. внесены на внеочередной Генерал. Ассамблее ИКОМ (Париж, Франция, 9 июня 2017 г.) // ИКОМ России. URL: https://icom-russia.com/upload/docum ents/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20 %D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9C_2017.pdf (дата обращения: 20.05.2022). 
  • 3. Шляхтина Л. М. Современный музей: идеи и реалии // Вопросы музеологии. 2011. № 2. С. 14–19. 
  • 4. Саймон Н. Партиципаторный музей. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017. 437 с. 
  • 5. Узунова В. Г. Социология музееведения: посетитель музея как объект и субъект исследования // Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра: материалы междунар. науч. конф., 20–23 марта 2003 г. Санкт-Петербург, 2003. Вып. 1. С 206–213 
  • 6. Узунова В. Г. Социология музееведения: Исследования специфики потребностей и восприятия посетителей МАЭ // 285 лет Петербургской Кунсткамере: материалы итоговой науч. конф. МАЭ РАН, посвящ. 285-летию Кунсткамеры / отв. ред. Ч. М. Таксами. Санкт-Петербург: Наука, 2000. С. 325–327. (Сборник Музея антропологии и этнографии; т. 48) 
  • 7. Узунова В. Г. МАЭ как база полевых исследований // Музейные коллекции и научные исследования: материалы годичной науч. сессии МАЭ РАН 2000 г. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2004. С. 197–200. 
  • 8. Узунова В. Г. Роль этносоциологической практики на базе МАЭ РАН для становления профессионального сознания студентов // Радловский сборник: науч. исслед. и музейные проекты МАЭ РАН в 2006 г. / отв. ред.: Ю. К. Чистов, Е. А. Михайлова. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2007. С. 289–293. 
  • 9. Кулакова А. Б. Поколение Z: теорет. аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 1–10. 
  • 10. Тридцать фактов о современной молодежи // Сбербанк России: офиц. сайт. URL: https:// www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/ pdf/youth_presentation.pdf (дата обращения: 20.05.2022). 
  • 11. Интернет-Проект «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы» // Кунсткамера: офиц. сайт. URL: https://www. kunstkamera.ru/exposition/vremennye_vystavki/ kunstkamera_v_gody_velikoj_otechestvennoj_ vojny_k_75letiyu_pobedy (дата обращения: 20.05.2022). 
  • 12. Соловьева Т. Ю., Патрина Д. Г., Петрова А. А., Шерстенникова Е. С. Новые сценарии развития онлайн коммуникаций МАЭ РАН // Кунсткамера. 2020. № 3 (9). С. 148–160. 
  • 13. Бэкон Б. Ш. Проекты 2.0.в музее: создавая карту // Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества / ред. Д. Агапова. СанктПетербург, 2015. С. 12–24. 
  • 14. Назмутдинов В. Я., Юсупова Г. Р. Компетентностный подход в обучении // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2013. № 1. С. 181–185. 
  • 15. Гражданская активность // Российское движение школьников: интернет-портал. URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/activity/directions/3 (дата обращения: 20.05.2022). 16. Общественное движение «Волонтеры культуры» // Волонтеры культуры: интернет-портал. URL: https://xn--b1agpccjfbucrelc9ign.xn--p1ai/socialmovement (дата обращения: 20.05.2022).
Авторы: Петрова Александра Аркадьевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 86-91
УДК: [069:[572+39]:373-057.874]:94(470.23-25)”1941/1945”
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-3-86-91
Ключевые слова: Музей антропологии и этнографии (МАЭ), Великая Отечественная война, Год памяти и славы, визуализация, школьники, музейная педагогика
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь