Миф и мифологические аспекты сознания в истории европейской культуры
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Миф занимает чрезвычайно важное место в европейской культуре, во многом формируя и обуславливая поле ее становления и развития. При этом влияние мифа сопряжено как с аспектом его сюжетности, так и с фактором его специфичности как особого способа мировосприятия и мышления. Так, мифологические сюжеты и представленные в них архетипы часто создают базу для разных типов художественных произведений, включаются в психологические и философские теории, становятся частью политико-идеологического дискурса, масс-медиа, рекламы. Однако всем этим сферам культуры оказываются не чужды и внутренние коды мифа, конституирующие его в качестве особого явления сознания. В данной работе на примерах различных культурных явлений, относящихся к сферам религии, философии, литературы, искусства, исследуются некоторые принципы мифологического мышления в их конкретных проявлениях. Затрагивается временной период от эпохи Возрождения до 2010-х гг.
- Харитонова Мария Алексеевна
- 1. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада / пер. А. Г. Габричевского; общ. ред. и послесл. В. Д. Дажиной. Москва: Искусство, 1998. 362 с.: портр. (История эстетики в памятниках и документах).
- 2. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / вступ. ст. Н. С. Автономовой. СанктПетербург: A-cad, 1994. 408 с.
- 3. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Москва: Мысль, 2001. 558 с.
- 4. Бэкон Ф. О мудрости древних // Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. 2-е испр. и доп. изд. Москва: Мысль, 1978. Т. 2. С. 231–300.
- 5. Косминский Е. А. Историография средних веков. Москва: Изд.-во Моск. ун-та. 1963. 430 с.
- 6. Новалис. Фрагменты / пер. с нем. А. Л. Вольского. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2014. 319 с.
- 7. Ямпольский М. Б. Пространственная история: три текста об истории. Москва: Сеанс, 2013. 344 с.
- 8. Wordsworth W., Coleridge S. Lyrical Ballades 1798 and 1800. Peterborough (Canada): Broadview Press, 2008. 552 p.
- 9. Леви-Строс К. Мифологики: в 4 т. Москва; Санкт-Петербург: ЦГНИИ ИНИОН РАН [и др.], 2000. Т. 1: Сырое и приготовленное / пер.: З. А. Сокулер, К. З. Акопян. 398, [1] с.: ил. (Университетская библиотека. Культурология).
- 10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Москва: Мысль, 1996. Т. 2. С. 6–237.
- 11. Потебня А. А. Слово и миф. Москва: Правда, 1989. 627 с.
- 12. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре. Москва: Новое лит. обозрение, 2017. 504 с.
- 13. Беме Г. «Атмосфера» как фундаментальное понятие новой эстетики // Метамодерн: журн. о метамодеризме. 2018. 1 янв. URL: https:// metamodernizm.ru/atmosphere-and-a-new-aesthetics/ (дата обращения: 8.05.2022).
- 14. Кассирер Э. Философия символических форм: в 2 т. Москва; Санкт-Петербург: Универс. кн., 2002. Т. 2: Мифологическое мышление. 280 с.
- 15. Горюнов В. Культура как движение к личности. Диалектика мифа и откровения // Метамодерн: журн. о метамодеризме. 2018. 4 марта. URL: https:// metamodernizm.ru/culture-as-a-movement-towardsthe-individual/ (дата обращения: 1.03.2021).
- 16. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. Москва: Новое лит. обозрение, 2006. 184 с.