Внедрение кластерной технологии в образовательный процесс вуза
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
В статье рассматриваются кластерные технологии в сфере образования, основанные на синтезе теории систем и когнитивистики, предоставляющие возможности управления системами, в том числе образовательной системой, в целях обеспечения наилучших результатов и эффективности. Кластерный подход предполагает новый взгляд на процесс образования (обучения), который позволяет рассмотреть взаимосвязь, преемственность и взаимное влияние различных элементов образовательной системы на его результаты. В образовательной деятельности кластерная технология используется в процессе изучения материала в рамках учебных предметов для наилучшего понимания сложных явлений. Цель исследования – рассмотреть сущность и структуру понятия «кластерная технология» и определить эффективность ее применения. Методы, используемые при проведении исследования: литературный обзор, педагогический эксперимент, сравнительный анализ. В эксперименте участвовали две группы студентов, одна из которых осваивала учебный материал по кластерной технологии в соответствии с методикой М. А. Веряскиной и Е. И. Заикиной. В результате исследования подтверждено, что возможности применения кластерной технологии в образовательном процессе следует считать эффективным инструментом для дидактического представления сложных явлений. Проведенное автором исследование показало, что внедрение кластерной технологии в образовательный процесс вуза показывает эффективный результат.
- Муллер Ольга Юрьевна
- 1. Кривых С. В., Кирпичникова А. В. Кластерный подход в профессиональном образовании: монография. Санкт-Петербург: Ин-т непрерывного образования взрослых, 2015. 140 с.
- 2. Муллер О. Ю. Научно-педагогический кластер как основа формирования инклюзивной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 104–111.
- 3. Портер М. Э. Конкуренция. Москва: Вильямс, 2003. 496 с.
- 4. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать: эпистемотехнол. подход // Энергетика Татарстана. 2007. № 3 (7). С. 75–86.
- 5. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1, ч. 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=18896 (дата обращения: 17.08.2022).
- 6. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Народное образование. 2019. № 4. С. 101–104.
- 7. Капустенко И. С. Управление развитием кластеров в региональной экономике: учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре: Комсомол.-на-Амуре гос. ун-т, 2020. 59 c.
- 8. Кривых С. В., Макареня А. А. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности. Санкт-Петербург: Ин-т непрерывного образования взрослых Рос. акад. образования, 2003. 360 с.
- 9. Муллер О. Ю., Рассказов Ф. Д. Научно-образовательная кластерная модель как единая система непрерывного инклюзивного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=25385 (дата обращения: 17.08.2022).
- 10. Об образовании в Российской Федерации: федерал. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.08.2022).
- 11. Русецкая М. Н., Бартош Д. К. Кластерный подход в организации образовательных процессов системы непрерывного профессионального образования // Теория и методика профессионального образования. 2019. № 2. С. 109–120.
- 12. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Ин-т психологии РАН, 2012. 288 с.
- 13. Карцев Е. Кластерный подход в непрерывном образовании // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования: сб. науч. ст. Могилев, 2016. С. 274–277.
- 14. Веряскина М. А., Заикина Е. И. Кластерный подход в изучении проблем социальной безопасности // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=29449 (дата обращения: 17.08.2022).