научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Проблемы классификации и изучения научной графики XVII в.

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Принципы типологии научной иллюстрации могут опираться на систему классификации наук: естественные (анатомия, медицина, ботаника, зоология, география, астрономия и т.  д.), точные, социальные (региональная история, археология, геральдика и генеалогия). Следует отдельно рассматривать техническую иллюстрацию (математика, физика, химия) и прикладную графику, изображения в трудах, связанных с техниками тела. Допустима классификация по типам изданий, по соотношению текста и визуального ряда: трактаты, увражи, каталоги. Возможна классификация по методам описания: научный труд, травелог, учебное издание, иллюстрированный перечень. Методологические подходы к анализу иллюстрации: иконологический, визуальные исследования, мультидисциплинарный – формируют исследовательскую базу изучения научной графики.

  • Арутюнян Юлия Ивановна
  • 1. Мастера искусства об искусстве: избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. / под общ. ред. А. А. Губера и др. Москва: Искусство, 1966. Т. 2: Эпоха Возрождения. 397 с., 47 л. ил.
  • 2. Алямовская Г. В. Русская научная иллюстрация XVIII–XIX вв.: автореф. дис. … канд. искусствоведения / Моск. полигр. ин-т. Москва, 1956. 12 с. 
  • 3. «Нарисованный музей» Петербургской академии наук. 1725–1760 / Гос. Эрмитаж, С.-Петерб. филиал Арх. РАН, Амстерд. ист. музей, Ун-т Амстердама, Ин-т Хейзинга. Санкт-Петербург: Изд-во «Европейский Дом», 2003. 320 с. 
  • 4. Стецкевич Е. С. Художественные палаты Петербургской Академии наук и создание рисунков экспонатов Кунсткамеры // «Нарисованный музей» Петербургской академии наук. 1725–1760 / Гос. Эрмитаж, С.-Петерб. фил. Арх. РАН, Амстерд. ист. музей, Ун-т Амстердама, Ин-т Хейзинга. Санкт-Петербург: Изд-во «Европейский Дом», 2003. С. 44–55. 
  • 5. Стецкевич Е. С. Рисовальная палата Петербургской академии наук (1724–1766): монография / Рос. акад. наук, С.-Петерб. науч. центр, Ломонос. комис. Санкт-Петербург: Наука, 2011. 232, [3] с., [10] л. ил. 
  • 6. Стецкевич Е. С. Развитие художественного отделения Петербургской Академии наук в первой половине XVIII в. // Академия наук в истории культуры России XVIII–XX веков / Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, С.-Петерб. фил.; отв. ред. Ж. И. Алферов. Санкт-Петербург: Наука, 2010. С. 509–528. 
  • 7. Сытин А. К. Начало русской ботанической иллюстрации: Д. Г. Мессершмидт и И. Х. Буксбаум (первая половина XVIII века) // Русско-немецкие связи в биологии и медицине. Санкт-Петербург, 2002, Вып. 3. С. 22–34. 
  • 8. Blunt W. The Art of Botanical Illustration: An Illustrated History. London: Collins, 1950. 304 р. 
  • 9. Botany and History Entwined: Rachel Hunt’s Legacy by Charlotte A. Tancin, Lugene B. Bruno, Angela L. Todd and Donald W. Brown. Pittsburgh: Hunt Inst. for Botanical Documentation, 2011. 98 p. 
  • 10. Treasures of Botanical Art: Icons from the Shirley Sherwood and Kew Collections. Richmond, Surrey: Kew Publ., 2008. 272 р. 
  • 11. Цаценко Л. В., Савиченко Д. Л. Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета: политемат. сетевой электрон. журн. 2015. № 113. URL: http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/12.pdf (дата обращения: 10.07.2022). 
  • 12. Лукина Т. А. Мария Сибилла Мериан, 1647– 1717. Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. 207 с. (Научно-биографическая серия). 
  • 13. Лебедева И. Н. Художественное и научное наследие Марии Сибиллы Мериан в СанктПетербурге // Петр I и Голландия: Русско-голландские научные и художественные связи в эпоху Петра Великого: сб. науч. тр. / Гос. Эрмитаж и др.; под ред. Н. Копаневой, Р. Кистемакер, А. Офербек. Санкт-Петербург: ООО «Европейский Дом», 1997. С. 318–334. 
  • 14. Мария Сибилла Мериан. Рисованная природа: (из собр. С.-Петерб. фил. Арх. РАН) / Арх. РАН, С.-Петерб. фил. Арх. РАН, Ин-т истории естествознания и техникти РАН; [подгот.: А. Г. Толстиков и др.]. Москва: ООО «РТСофт», 2012. 199 с. 
  • 15. Копанева Н. П. Акварели Марии Сибиллы Мериан в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук // Вестник истории, литературы, искусства. Москва: Собрание, 2006. Т. 3. С. 464–471. 
  • 16. Копанева Н. П. Живые краски Мериан // Наука из первых рук. 2010. № 1 (31). С. 96–109. 
  • 17. Plant, animal and anatomical illustration in art and science: a bibliographical guide from the 16th century to the present day. / comp. Gavin D. R. Bridson, James J. White. Winchester; Detroit, 1990. XXXVII, 450 р. 
  • 18. Чарди Р. П. Душа и тела: анатомия страстей, физиология экспрессий // Мир образов. Образы мира: антология исслед. визуал. культуры / ред.-сост. Н. Н. Мазур; Европ. ун-т в С.-Петербурге. Санкт-Петербург; Москва: Новое изд-во, 2018. С. 279–300. 
  • 19. Альпес С. Картографический импульс в голландском искусстве. // Мир образов. Образы мира: антология исслед. визуал. культуры / ред.- сост. Н. Н. Мазур; Европ. ун-т в С.-Петербурге. СанктПетербург; Москва: Новое изд-во, 2018. С.  172–196.
Авторы: Арутюнян Юлия Ивановна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 160-165
УДК: [76.01:001](4)”16”:168.2
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-3-160-165
Ключевые слова: прикладная графика, европейская графика XVII в., научная графика, ботаническая иллюстрация, техническая иллюстрация, искусство картографии, учебная иллюстрация, методы классификации в искусствоведении, исследования визуальной культуры
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь