Рецепция ориенталистских картин О. Верне в художественной критике 1830–1840-х годов
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Пик творчества Ораса Верне (1789–1863), одного из наиболее заметных французских худож- ников своего времени, пришелся на Июльскую монархию (1830–1848), благодаря покровительству короля Луи-Филиппа. Как многие его современники, О. Верне испытывал увлечение экзотикой Востока. Почти каждый год одна или несколько его ориенталистских картин выставлялись в Са- лонах. Его батальные полотна, написанные по королевским заказам, изображали не только раз- ные этапы французского завоевания Алжира, но и реалии жизни в Северной Африке. Увлечение О. Верне восточной культурой нашло отражение и в его картинах на библейские сюжеты, и в жан- ровых сценах. Статья посвящена изучению восприятия ориенталистских картин О. Верне художе- ственными критиками. В ее основу положены тексты критических обзоров Салонов. В роли крити- ков выступали известные литераторы, поэты: Т. Готье, П. Мериме, Ш. Бодлер и др. Многие из них являлись горячими приверженцами романтизма, тогда как классицизм оставался востребован в кругах своих сторонников. Эклектизм, присущий творческому методу О. Верне, который может восприниматься как выражение «золотой середины» («juste milieu») в искусстве, зачастую встре- чал пренебрежение со стороны обозревателей Салонов. При этом новаторские приемы О. Верне, среди которых арабизирование Библии, наталкивались на откровенное непонимание.
- Гончарова Татьяна Николаевна
- Durande A. Joseph, Carle et Horace Vernet. Correspondance et biographies. Paris: J. Hetzel, 1864. 360 p.
- Бринцева А. А. Творчество Ораса Верне в зеркале критики // Искусствоведение. 2011. No 1–2. С. 548–564.
- Renaudeau C. Horace Vernet (1789–1863): chronologie et catalogue raisonné de l’oeuvre peint. Thèse de doctorat sous la dir. de Bruno Foucart. Lille: ANRT, 2000. 850 p.
- Baudelaire-Dufaÿs Ch. Salon de 1845. Paris: Jules Labitte, 1845. 72 p.
- Турчин В. С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII–XIX веков. Москва: Изд-во МГУ, 1987. 368 с.
- Яковлева Т. Ю. Становление литературно- художественной журналистики Франции XIX века. URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/yakovleva- stanovlenie-zhurnalistiki/zhurnalistika-pervoj-poloviny- xix-veka.htm (дата обращения: 15.01.2022).
- Бринцева А. А. Полотно Ораса Верне «Взятие смалы Абд-эль-Кадера» как живописный документ французского завоевания Алжира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. No 10, ч. 3. C. 44–47.
- Dayot A. Les Vernet. Joseph-Carle-Horace. Paris: Armand Magnier, 1898. 238 p.
- Rosenthal L. Du Romantisme au Réalisme: essai sur l’évolution de la peinture en France de 1830 à 1848. Paris: Macula, 1987. 448 p.
- Gautier T. Salon de 1839 // La Presse. 1839. Mai 18. 11. Gautier T. Salon de 1845 // La Presse. 1845. Mar. 18.
- Baudelaire-Dufaÿs Ch. Salon de 1846. Paris: Michel Lévy frères, 1846. 132 p.
- Thoré T. Salon de 1845 // Le Constitutionnel. 1845. Févr. 25, No 56.
- Thoré T. Salon de 1845 // Le Constitutionnel. 1845. Mar. 18, No 77.
- Thoré T. Salon de 1846 // Le Constitutionnel. 1846. Avr. 30, No 120.
- Planche G. Le Salon de 1846. La Peinture // Revue des Deux Mondes. 1846. Vol. 14, No 2. P. 283–299.
- Delécluze E.-J. Salon de 1845. Aperçu général – M. Horace Vernet // Journal des débats politiques et littéraires. 1845. Mar. 18.
- Mérimée P. Salon de 1839 // Revue des Deux Mondes. 1839. Vol. 18, No 1. P. 83–103.
- Vernet H. Des rapports qui existent entre le costume des anciens Hébreux et celui des Arabes modernes // L’Illustration. 1848. Vol. 10, No 259. Févr. 12. P. 370–372.
- Tardieu A. Salon de 1831. Annales du Musée et de l’École moderne des beaux-arts. Paris: Chez Pillet aîné, 1831. 304 p.
- Landon Ch.-P. Annales du Musée et de l’École des Beaux-arts, Salon de 1835. Paris, 1835. 88 p.
- Lenormant Ch. De l’école française en 1835. Salon annuel // Revue des Deux Mondes. 1835. Vol. 2, No 2. P. 167–209.
- Arrigon J. L. Les années romantiques de Balzac, d’après des documents nouveaux et inédits. Paris: Perrin, 1927. 297 p.
- Delécluze E.-J. Exposition au Luxembourg: M. H. Vernet // L’Artiste. 1831. T. 1. P. 21–24.
- Planche G. Salon de 1831. Paris: Pinard, 1831. 304 p.
- Houssay A. Salon de 1847 // L’Artiste. 1847. T. 9. P. 33–35.
- Thoré T. Le Salon de 1847, précédé d’une lettre à Firmin Barrion. Paris: Alliance des arts, 1847. 204 p.
- Planche G. Le Salon de 1847. La Peinture // Revue des Deux Mondes. 1847. Vol. 18, No 2. P. 354–366.
- Curmer L. Salon de 1843 // Les Beaux-Arts. 1843. Vol. 1. P. 25–29.
- Peisse L. Le Salon de 1843. Tableaux d’histoire // Revue des Deux Mondes. 1843. Vol. 2, No 2. P. 255–273.
- Peisse L. Le Salon de 1844 // Revue des Deux Mondes. 1844. Vol. 6, No 2. P. 338–365.
- Gautier T. Salon de 1834 // Théophile Gautier. URL: http://www.theophilegautier.fr/wp-content/ uploads/2010/06/Salon-de-1834.pdf (дата обращения: 17.01.2019).
- Planche G. Études sur l’école française (1831– 1852) // Peinture et sculpture. Paris : Michel Lévy frères, 1855. Vol. 1. P. 281–357. 34. Anonyme. Le Salon de 1836. Peinture // L’Artiste. 1836. T. 11. P. 75–79.