научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Особенности учебных программ по современному искусству и дизайну в странах Центральной и Восточной Европы

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье анализируются феномен востребованности образовательных программ в сфере художественного образования, культуры и искусства. На примере анализа школьных образовательных программ рассматривается актуальность и многозадачность художественного образования. По результатам исследования делается вывод о том, что в странах Центральной и Восточной Европе основной целью художественного образования является признание важности дисциплины и увеличение ее доли в учебном планировании школьных образовательных программ. Отмечается, что национальные органы управления образованием единодушно признают роль искусства в развитии личности, при этом дисциплина по-прежнему считается второстепенной, уступающей основным предметам, что подтверждается исследованиями оценки международной компетентности обучающихся.

  • Михальченкова Наталья Алексеевна
  • Большаков Сергей Николаевич
  • Большакова Юлия Михайловна
  • Education, Audiovisual and Culture Executive Agency // Arts and Cultural Education at School in Europe. Paris: Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. 2013. http://eacea.ec.europa. eu/education/eurydice/documents/thematic_ reports/13EN.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
  • Савенкова Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства: монография. Москва: МАГМУРАНХиГС, 2014. 156 с.
  • Wieczorek T. Technical report for the year 2009. URL: http://www.insea.europe.ufg.ac.at/council/ Poland%20Technical%20Report%20INSEA%202009. pdf (дата обращения: 15.03.2021).
  • Bracun S., Kemperl R. The curricular reform of art education in primary school in Slovenia in terms of certain components of the European competence of cultural awareness and expression // Center for Educational Policy Studies Journal. 2012. Vol. 2, N 2. P. 71–108. 
  • Bundesministerium für Bildung, Wissenschaft und Kultur. Lehrplan der Höheren Lehranstalt für Kunst und Design. Vienna: Bundesministerium für Bildung, Wissenschaft und Kultur. 2012.
  • Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / Л. Л. Алексеева и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К. Э. Разлогов. Москва, 2011. 72, 68 с.
  • Bodóczky I. The Situation of Drawing and Visual Culture: An Overview. Budapest: Hungarian Inst. for Educational Research and Development, 2009. URL: http://ofi.hu/en/node/491 (дата обращения: 14.03.2021).
  • Fulková M., Tipton T., Ishikawa M. Through the eyes of a stray dog: Encounters with the Other // International Journal of Education through Art. 2009. Vol. 5, N 2–3. P. 111–128.
  • Legler W. Einführung in die Geschichte des Zeichen- und Kunstunterrichts von der Renaissance bis zum Ende des 20. Jahrhunderts. Oberhausen: Athena. 2011. 353 S.
  • Fulková M., Tipton T. Zde Jsem: What is my situation? Identity, community, art and social change // Images and Identity: Educating Citzenship through Visual Arts / ed.: R. Mason, C.-P. Buschkuehle. Bristol: Intellect bks, 2013. P. 81–100.
  • Billmayer F. Geschichte des Kunstunterrichs. Salzburg: Mozarteum, 2012. URL: http://www.moz. ac.at/user/billm/seminare/2013–14/geschichte1.pdf (дата обращения: 8.02.2023).
  • Kirchner C., Haanstra F. Expertenbefragung zu Lehrplänen in Europa – Methoden und Ergebnisse // Cadre Européen Commun de Référence pour la Visual Literacy – Prototype = Common European Framework of Reference for Visual Literacy – Prototype = Gemeinsamer Europäischer Referenzrahmen für Visual Literacy – Prototyp / ed.: E. Wagner, D. Schönau. Münster; New York: Waxmann, 2016. P. 191–202.
  • Lehoťáková E. Výtvarné vzdelávanie; Minimum výtvarného pedagóga. Nitra: Fakulta stredoeurópskych štúdií Univerzita Konstantina Filozofa v Nitre. Nitrа, 2015. 150 s.
  • Kárpáti A., Babály B., Budai L. Onlinetests für die Teilkompetenz Imaginieren (Raumvorstellung) // Cadre Européen Commun de Référence pour la Visual Literacy – Prototype = Common European Framework of Reference for Visual Literacy – Prototype = Gemeinsamer Europäischer Referenzrahmen für Visual Literacy – Prototyp / ed.: E. Wagner, D. Schönau. Münster; New York: Waxmann, 2016. P. 319–327.
  • Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя в образовательной области «Искусство». Москва: Спутник, 2004. 252 с.
  • Laven R. Franz Cižek und die Wiener Jugendkunst. Wien: Schlebrügge, 2006. 336 S.
  • Denac O. The significance and role of aesthetic education in schooling // Creative Education. 2014. Vol. 5, N 19. P. 1714–1719.
Авторы: Михальченкова Наталья Алексеевна
Большаков Сергей Николаевич
Большакова Юлия Михайловна
Рубрика: Педагогические науки
Страницы: 84-94
УДК: 37.036(4)
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-1-84-94
Ключевые слова: художественное образование, программа образования, школьная программа, качество образования
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь