научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Гражданское воспитание как цель и условие формирования личности

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Значение сущности гражданского воспитания возрастает многократно в наше время в связи с тем, что состояние общества и будущего страны определяют их ценностные ориентиры и активная гражданская позиция. Автор статьи акцентирует внимание на важности методологических подходов к проблеме гражданского воспитания в современных условиях. Цель статьи – исследование существующих подходов к определению понятия «гражданское воспитание». В работе рассматривается сущность понятий «гражданское общество» и «гражданское воспитание», отражающих взаимосвязь построения гражданского общества и воспитания социально ответственного гражданина, которая может быть принята как цель и условие формирования личности гражданина. В целях исследования проблемы гражданского воспитания были изучены теоретические источники, исследования ученых. Методы, используемые при проведении исследования: литературный обзор, эксперимент, сравнительный анализ. Использование теоретических методов указывает на проблему формирования гражданственности как одной из социально значимых государственных задач; эмпирический метод исследования позволил выявить важность культурологического и компетентностного подходов в данном направлении, основанных на гражданских представлениях и гражданских ценностях.

  • Муллер Ольга Юрьевна
  • Никовская Л. И. Гражданское общество и гражданское сознание (ценностно-мотивационный аспект) // Вестник Института социологии. 2015. № 12. С. 140–155.
  • Гайнутдинова Л.А. Две традиции теории гражданского общества: Дж. Локк и Ш.-Л. Монтескье / Л.А. Гайнутдинова, Р.И. Гайнутдинов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. № 4. С. 69–80.
  • Монтескье Ш. Л. Избранные произведения / под общ. ред. М.П. Баскин. М.: Госполитиздат, 1955. 803 с.
  • Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / А. Фергюсон; под ред. М. А. Абрамова. М. : РОССПЭН, 2000. 389 с.
  • Аникин А. В. Адам Смит. М.: Экономика, 1968. 256 с.
  • Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России. СПб., 2005. 185 с.
  • Субочев В. В. К вопросу о сущности гражданского общества в современной России / В. В. Субочев // Вестник Российского нового университета. 2013. Вып. 3. С. 92–97.
  • Габидулин И. Ф. Гражданское образование как основа российского общества / И. Ф. Габидулин // Казанский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 27–32.
  • Гендугова М. Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Москва, 2011. 190 с.
  • Николаева Т. В. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление системы воспитания // Качество профессионального образования: новые перспективы: материалы Межрегиональной научно-практической онлайнконференции. 2021. С. 141–148.
  • Ильин И.А. Собрание сочинений: О воспитании в грядущей России. М., 1992. С. 143.
  • Болдырев И.И. Гражданско-патриотическое воспитание: категориально-понятийный аппарат исследования // Перспективы науки. 2021. № 11 (146). С. 120–122.
  • Ретинская В. Н., Мурзина И. А. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: актуальные проблемы и перспективы развития // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2022. № 1 (90). С. 45–52.
  • Литвинова О. В. Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичева // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 1014–1016.
  • Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.slovarnik.ru/html_tsot/g/ grajdanskoe-ob1estvo.html (дата обращения: 06.01.2023).
  • Гревцева Г. Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 3. С. 18–26.
  • Соцкая Е. В. Гражданское сознание, гражданственность и гражданская культура как элементы социокультурного процесса / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf. ru/view_helpstud.php?id=3905 (дата обращения: 26.12.2022).
  • Шишкина И. В. Проблемы гражданского образования в рамках социализации учащихся / И.В. Шишкина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 192–193.
Авторы: Муллер Ольга Юрьевна
Рубрика: Педагогические науки
Страницы: 95-101
УДК: 378.016:172.1
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-1-95-101
Ключевые слова: гражданское общество, гражданское воспитание, гражданственность, культурологический подход, компетентностный подход, студенты
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь