научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Концепция автопортрета в европейской гравюре XVII века

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Автопортрет в искусстве XVII в. приобретает оригинальную и сложную трактовку в живописи и графике европейских мастеров: повышенная эмоциональность, телесные трансформации и театральность превращают жанр в один из наиболее интересных для изучения. Мастера нередко включают собственные изображения в религиозные, исторические и жанровые сцены, активно привлекают язык аллегорий, развивается тип «картины в картине», костюмированного изображения и групповой портрет. В графике наряду с живыми динамичными зарисовками складывается характерная традиция репрезентативной трактовки образа художника в гравюре. Тема творчества отражается в многочисленных «мастерских», представляющих художника в окружении собственных произведений, атрибутов ремесла, учеников и зрителей.

  • Арутюнян Юлия Ивановна
  • Якимович А. К. Тезисы о непокорном художнике и свободе творчества // Искусствознание. 2009. № 3–4. С. 458–477.
  • Автопортрет и портрет художника, XVIII–XXI вв.: альбом / Науч.-исслед. музей Рос. Акад. художеств; авт.-сост.: Н. М. Балакина и др. Санкт-Петербург: СПАС, 2009. 239 с.
  • Сарабьянов Д. В. Некоторые проблемы автопортрета // Искусствознание. 2008. № 3. С. 5–42.
  • Зингер Л. С. Очерки теории и истории портрета. Москва: Изобразит. искусство, 1986. 328 с.
  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения: Италия. XVI век. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. 636 с.
  • Ювалова Е. П. Чешская готика эпохи расцвета. 1350–1420 гг. Москва: Наука, 1998. 218 с.
  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения: Италия. XIV–XV век. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003. 499 с.
  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания Англия. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2009. 636 с.
  • Костыря М. А. Автопортрет в итальянском и северном Ренессансе: опыт сравнения // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 16. С. 147–162.
  • Wetering E. van de. The Multiple Functions of Rembrandt’s Self Portretures // Rembrandt by himself / ed.: Ch. White and Q. Buvelot. London: The Nat. Gallery, 1999. P. 8–37.
  • Дмитриева А. А. Картина Яна Вермеера Дельфтского «Аллегория живописи» («Живописец в мастерской»). Основные проблемы иконографии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2009. Вып. 3. С. 130–139.
  • Lee R. W. Ut Pictura Poesis: the humanistic theory of painting // The Art Bulletin. 1940. Vol. 22, № 4. Р. 197–269.
  • Clifton J., Scattone L., Weislogel A. C. A portrait of the artist, 1525–1825. Prints from the Collection of the Sarah Campbell Blaffer Foundation. Houston: The Museum of Fine Arts, 2005. 272 p.
  • Wittkower R. Allegory and the Migration of Symbols. London: Thames and Hudson, 1989. 224 p.
  • Janson H. W. Apes and Ape Lore in the Middle Ages and the Renaissance. London: Warburg Inst.: Univ. of London, 1952. 384 p.
  • Стоикита В. И. Краткая история тени / пер. с англ. Д. Ю. Озеркова; под ред. Б. В. Останина. СанктПетербург: Machina, 2004. 269 с.
Авторы: Арутюнян Юлия Ивановна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 110-116
УДК: 76.041.53(4)”16”
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-1-110-116
Ключевые слова: западноевропейская гравюра; зарубежная графика XVII в.; образ художника в искусстве; тема творчества в искусстве; портрет в европейском искусстве XVII в.; автопортрет в живописи и графике
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь