научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Нейроэстетика: наука, искусство и цифровая культура XXI века

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье рассматриваются нейроэстетика как важное направление в современной науке и нейросети, которые активно включаются в искусство и культуру. Сеть как метафора нашего общества становится основой размышлений гуманитариев об особенностях современной цифровой культуры, инструменты нейроэстетики помогают ученым физиологам, искусствоведам, культурологам лучше узнать особенности человека. Ряд положений тории искусства также доказаны с позиций работы нашего мозга в рамках нейроисследований. Возможности нейроэстетики и нейропрограммирования стали частью жизни современного человека, проявляясь как в использовании теории графов, так и в моделировании различных объектов, связанных с киноискусством и арт-практикой. Важный момент – это критика нейроэстетики за попытки представить свои выводы как универсальные, но, как показывает человеческая история, это невозможно. Отдельный вопрос – критика нейросетей со стороны ряда творческих людей, для которых цифровые проекты, основанные на нейроэстетике и нейросетях, выявляются конкурентами. С другой стороны, для ряда творческих людей нейросети стали важным инструментом для творчества, создания междисциплинарных проектов, имеющих гуманистическую значимость. Как показывает история, новые технологии помогают нам решить важные вопросы, но не могут заменить человека полностью. Развитие нейроэстетической науки расширяет наши знания о визуальном восприятии произведений искусства и других качествах человека и создаваемой им культуры. Новая информация об ощущениях приведет нас к пониманию перцептивных эстетических переживаний.

  • Демшина Анна Юрьевна
  • Nalbantian S. Neuroaesthetics: Neuroscientific theory and illustration from the arts // Interdisciplinary Science Reviews. 2008. Vol. 33, N 4. P. 357–368.
  • Ramachandran V., Hirstein W. The Science of Art: A Neurological Theory of Aesthetic Experience // Journal of Consciousness Studies. 1999. Vol. 6, N 6/7. P. 15–51.
  • Kosuth J. Art After Philosophy (1969) // UbuWeb: сайт. URL: https://www.ubu.com/papers/kosuth_ philosophy.html (дата обращения: 13.05.2023).
  • Zeki S. Inner Vision: An Exploration of Art and the Brain. Oxford: Oxford Univ. Press, 1999, 224 p.
  • Zeki S. Statement on Neuroesthetics // Internet Archive. URL: https://web.archive.org/ web/20090913082254/http://www.neuroesthetics. org/statement-on-neuroesthetics.php (дата обращения: 14.05.2023).
  • Маслоу А. Мотивация и личность. СанктПетербург: Питер, 2008. 352 с.
  • Color Space Geometry Uncovered with Magnetoencephalography / I. A. Rosenthal, S. R. Singh, K. L. Hermann, D. Pantazis, B. R. Conway // Current biology. Vol. 32, N 7. P. 1670–1674.
  • Ball. P. Neuroaesthetics is killing your soul // Nature: сайт. 2013. Mar. 22. URL: https://www.nature.com/articles/nature.2013.12640 (дата обращения: 14.05.2023).
  • Mendez M. Dementia as a window to the neurology of art // Medical Hypotheses. 2004. Vol. 63, N 1. P. 1–7.
  • Stafford B. Romantic Systematics and the Genealogy of Thought: The Formal Roots of a Cognitive History of Images // Configurations. 2004. Vol. 12, N 3. P. 315–348. URL: https://www.researchgate.net/ publication/236805238 (дата обращения: 14.05.2023).
  • Ramachandran V. S. The Tell-Tale Brain: A Neuroscientist’s Quest for What Makes Us Human. New York: Norton, 2012. 384 p.
  • Motherwell R. Beyond the Aesthetics // Design’ 47. 1946. N 8, Apr. P. 39–40.
  • Freedberg D., Gallese V. Motion, emotion and empathy in esthetic experience // Trends in Cognitive Sciences. 2007. Vol. 11, N 5. P. 197–203.
  • Danto A. C. The Madonna of the Future: Essays in a Pluralistic Art World. Berkeley: Univ. of California Press, 2001. 480 p.
  • Popper F. Editorial: Technoscience art: The next step // Leonardo. 1987. Vol. 20, N 4. P. 301–303. 16. Salah Albert A., Salah Alkım A. A. Technoscience Art: A Bridge Between Neuroesthetics and Art History? // Review of General Psychology. 2008. Vol. 12, N 2. P. 147–158.
  • Cohen H. How to Draw Three People in a Botanical Garden // Proceedings of the Seventh National Conference on Artificial Intelligence / Univ. of California at San Diego. San Diego (California), 1988. P. 846–855. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Howto-Draw-Three-People-in-a-Botanical-Garden-Cohen/ 78140446804ef5494c7fc8e7f246af7d0cec2dbb (дата обращения: 14.05.2023).
  • Чистяков Ф. Цифровое искусство: смогут ли нейросети вытеснить художников с рынка // ЯмалМедиа: сайт. 2022. 25 дек. URL: https://yamal-media. ru/narrative/kak-razvitie-nejrosetej-kompjuternyhalgoritmov-i-it-povlijaet-na-rynok-iskusstva (дата обращения: 14.05.2023).
  • Как создать настоящее искусство с помощью нейросети Midjourney? // vc.ru: сайт. 2022. 3 окт. URL: https://vc.ru/future/512913-kak-sozdat-nastoyashcheeiskusstvo-s-pomoshchyu-neyroseti-midjourney (дата обращения: 14.05.2023).
Авторы: Демшина Анна Юрьевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 21-26
УДК: 7.01:004.032.26”20”
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-2-21-26
Ключевые слова: нейроэстетика, нейросети, цифровая культура, междисциплинарные исследования, актуальное искусство, сетевая культура
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь