научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Музыкальная классика как интертекст в песенных композициях необарда Тимура Шаова

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Интертекстуальность является не только условием существования любого вербального или невербального текста, но еще и инструментом творческой переработки «чужого» материала. Для Т. Шаова интертекстуальность является одним из важнейших принципов творческого метода – не только при сочинении поэтического текста, но и в музыкально-композиционном его оформлении. В статье рассматриваются песенные композиции Т. Шаова, интонационно связанные с академической классической музыкой. На примере использованных цитат предлагается типология семантических функций: цитата-эмблема, цитата-характеристика, цитата-подтекст, цитата-образ. Рассматривается разнообразие композиционных приемов работы с интертекстом: от прямого цитирования до стилизации, от простой вставки «чужого слова» до тщательной «ассимиляции» заимствованного материала.

  • Лелеко Вера Витальевна
  • Махрова Элла Васильевна
  • Стогний И. С. Модусы интертекстуальности в музыке // Musicus. 2011. № 3/4. С. 28–34.
  • Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: пер. с фр. Москва: Изд-во ЛКИ, 2008. 240 с.
  • Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. Москва: Композитор, 1998. 341 с.
  • Стогний И. С. Музыкальный интертекст: к проблеме коннотаций / И.С. Стогний // Музыковедение. 2013. № 1. С. 3–13.
  • Денисов А. В. Метаморфозы музыкального текста. Москва: Юрайт, 2019. 189 с.
  • Денисов А. В. Музыкальные цитаты: справочник. Санкт-Петербург: Композитор, 2020. 224 с.
  • Кузьмина Н. А., Абросимова Е. А. Бардовская песня как интертекстуальный феномен // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2005. Вып. 3. С. 51–67.
  • Абросимова Е. А. Семиотика бардовской песни: автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2006. 23 с.
  • Кофанова В. А. Музыкальный текст XVII– XVIII веков как когнитивный артефакт бардовской песни XX столетия // Мировая культура XVII– XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. материалы Междунар. науч. симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Санкт-Петербург: С.- Петерб. филос. о-во, 2002. C. 71–74.
  • Тимур Шаов и народ. Неофициальный сайт ценителей творчества. URL: www.shaov.net (дата обращения: 11.05.2023).
  • Шаов Т. Песни и не только... Москва: Изд. дом Родионова, 2008. 224 с.
  • Левашева О. Е. Эдвард Григ: очерк жизни и творчества. Изд. 2-е. Москва: Музыка, 1975. 624 с.
Авторы: Лелеко Вера Витальевна
Махрова Элла Васильевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 27-34
УДК: 784.6.071.2(470)
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-2-27-34
Ключевые слова: авторская (бардовская) песня, интертекстуальность, цитата, стилизация, аллюзия, семантические и композиционные функции интертекста
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь