научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Выставки петровского времени в Русском музее. 1972–2022 гг.

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Наследие петровского времени в Русском музее достаточно велико. Неудивительно, что в одном из главных музеев России и Санкт-Петербурга чтят память об императоре Петре I. Научные сотрудники продолжают изучать коллекцию произведений начала XVIII в., с 1946 г. в одном из залов музея оборудована экспозиция, именуемая «Петровское время». Там находятся портреты Петра I, написанные художниками-иностранцами, парсуны, гипсовая маска и бронзовый бюст императора, десюдепорты. Также представлены работы пенсионеров Петра – И. Никитина и А. Матвеева. Многие произведения живописи, скульптуры и графики начала XVIII в. не входят в экспозицию, они открываются зрителю только на временных показах. Знаковые выставки были проведены Русским музеем к 300- летию со дня рождения Петра I в начале 1970-х гг., это: «Гравюра петровского времени» (1971–1972), «Портрет петровского времени» и «Иконопись петровского времени» (1973). Они размещались в залах нижнего этажа левого крыла Михайловского дворца и во флигеле Росси. Достоинством этих экспозиций являлась демонстрация редких образцов гравюры, живописи, парсуны и иконописи конца XVII – начала XVIII в. Выставка «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре» (2022) была открыта в залах временных выставок бельэтажа Михайловского замка. Цель выставки – продолжить визуальную практику середины ХХ в., представить шпалерную развеску картин. Вместе с тем были введены мультимедийный изобразительный ряд, подробное аннотированное сопровождение, лекционные подкасты. Коммеморативные практики в существующей выставке выражены в инвариантном обращении исторического наследия в диалоге со зрителем.

  • Туминская Ольга Анатольевна
  • Григорьян И. И. Русская живопись XVIII века. Москва: [Гос. Третьяковская галерея], 2008. 32 с.
  • Потрет петровского времени: каталог. Ленинград: изд-во Гос. Рус. музея, 1973. 283 с.
  • Хан-Магомедова В. Эта загадочная парсуна // Искусство. 2004. № 3. С. 3–4.
  • Николаев П. В. Парсуны всадников конца XVII в. Проблема атрибуции // Наука и школа. Вопросы истории. 2011. № 4. С. 123–128.
  • Лифшиц Л. И. История русского искусства: в 2 т. Москва: Белый город, 2007. Т. 1. Русское искусство X–XVII вв. 343 с.
  • Русский исторический портрет. Эпоха парсуны // Труды Государственного исторического музея / ред.-сост. Л. Ю. Руднева. М, 2006. Вып. 155. 215 с.
  • Дело № 3. Ответы и запросы о художниках и художественных произведениях // Ведомственный архив ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. Доп. 4. Ед. хр. 370. 05.01–11.12.1970. 520 л.
  • Протоколы атрибуционно-реставрационного отдела древнерусского искусства // Ведомственный архив ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. Доп. 2. Ед. хр. 300. 28.09.1972. 10 л.
  • Протоколы рабочих совещаний, посвященных организации выставки «Портрет петровского времени» // Ведомственный архив ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. Доп. 1. Ед. хр. 387. 18.06–26.06.1970. 11 л.
  • Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Прогулки по Петербургу. Прогулка первая. По берегам Медвежьей речки: учеб. пособие по курсу «Краеведение» / худож. А. И. Мажуга. 6-е изд. Санкт-Петербург: Химиздат, 2000. 48 с.
  • Кузнецова О. Н., Борзин Б. Ф. Летний сад и Летний дворец Петра I. Ленинград: Лениздат, 1988. 198 с.
  • Борзин Б. Ф. Элементы преемственности национальных форм монументально-декоративной живописи России первой четверти XVIII в. // XXII Герценовские чтения: межвуз. конф. «Изобразительное искусство и проблемы художественного образования»: краткое содерж. докл. Ленинград: тип. № 2, 1968. С. 8–10.
  • XVIII век. Живопись // Центральный государственный архив древних актов. Ф. 396. Д. 1080 (а–в), ч. 2. Л. 2–27.
  • Микенас Ю. Реалистическая выразительность многообразия // Искусство. 1964. № 9. С. 7–19.
  • Гравюра петровского времени: кат. выст. / Гос. Рус. музей; [авт. вступ. ст. и сост. М. А. Алексеева]. Ленинград: [Б. и.], 1971. 38 с.
  • Документы выставки «Портрет петровского времени» (акты, переписка, фотографии) // Ведомственный архив ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. Доп. 2. Ед. хр. 300а. 1972. 67 л.
  • Тананаева Л. И. Польский портрет XVII– XVIII вв. (К вопросу о «примитивных» формах в искусстве Нового времени // Советское искусствознание. 1977. Москва: Искусство, 1979. Вып. 1. С. 100–112.
  • Столбова Е. В. Петр Первый в изобразительном искусстве // И мореплаватель и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре: кат. выст. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2022. С. 7–29.
Авторы: Туминская Ольга Анатольевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 60-67
УДК: [069.5:75(470.23-25)”1972/2022”]:75(470)”17”
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-2-60-67
Ключевые слова: Русский музей, коммеморативная практика, наследие, петровское время, гравюра, портрет петровского времени, иконопись петровского времени
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь