научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Профессиональное развитие кадрового потенциала библиотеки

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Профессиональное образование библиотекаря является важнейшей составляющей эволюции библиотечно-информационной отрасли, поступательным движением, способствующим развитию и становлению современного библиотечного специалиста. Целью данной статьи является обоснование понятия «профессиональное развитие» в контексте социальной модернизации как общества в целом, так и библиотечной отрасли. В качестве задачи исследования выступило рассмотрение составляющих профессионального образования и профессионального развития. В исследовании рассмотрены и обоснованы подзадачи профессионального развития в контексте персонал-стратегии современного кадрового менеджмента, связанные с повышением социальной мобильности специалистов, позитивным социальным самочувствием, повышением степени адаптации к новым технологиям и условиям труда, синергетической культуры личности, уменьшением рисков эмоционального выгорания специалистов, мотивации к саморазвитию молодых способных сотрудников. Авторами рассмотрены и систематизированы основные составляющие профессионального развития и сформулировано определение «профессиональное развитие кадрового потенциала библиотеки».

  • Туранина Неонила Альфредовна
  • Фоменко Ирина Григорьевна
  • Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки // Министерство культуры Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://culture.gov.ru/ documents/kontseptsiya-modernizatsii-munitsipalnykhbibliotek-rossiyskoy-federatsii-na-osnove-modelnogostanda/ (дата обращения: 31.01.2023).
  • Акмеология. Путь к вершине личностнопрофессионального развития: учеб. пособие / сост. О. Н. Князева, Е. В. Алтухова. Воронеж: Воронеж. гос. аграр. ун-т им. императора Петра Первого, 2017. 160 c.
  • Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 608 с.
  • Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158–164.
  • Доронина И. Н., Мурашко О. Ю. RFIDтехнологии: опыт продвижения от научных библиотек к муниципальным // Научные и технические библиотеки. 2020. № 5. С. 69–84.
  • Степанов В. К. Новое видение библиотеки как социального института в обществе знаний // Научные и технические библиотеки. 2019. № 1. С. 7–15.
  • Капустина Т. А., Туранина Н. А. Профессиональное дополнительное образование библиотечных специалистов в пространстве региона // Библиосфера. 2017. № 4. С. 84–88.
  • Капустина Т. А. Каждый из нас – мечтающий прагматик: школа методиста и повышение профмастерства // Библиотека. 2018. № 3. С. 23–26.
  • Лопатина Н. А. Библиотечный специалист в профессиональной структуре информационного общества // Вестник Московской государственной университет культуры и искусств. 2014. № 1. С. 160–167.
  • Кузнецова Т. Я. Модернизация российских библиотек и их социальные практики: системный анализ процессов // VIPERSON: информ.-аналит. портал. URL: http://viperson.ru/articles/modernizatsiya-rossiyskihbibliotek-i-ih-innovatsionnye-sotsialnye-praktiki-sistemnyyanaliz-protsessov (дата обращения: 31.01.2023).
  • Степанов В. Библиотека и библиотекари в обществе знаний : цифровая революция и ее последствия для традиционной библиотеки // Университетская книга. 2018. № 9, нояб. URL: http://www.unkniga. ru/biblioteki/bibdelo/9052-biblioteka-i-bibliotekari-vobschestve-znaniy.html (дата обращения: 31.01.2023).
  • Борис И. В. Инновационная компетентность библиотечных кадров: сущность, назначение, методика формирования. Хабаровск: ХГИК, 2015. 109 с.
  • Центр дополнительного профессионального образования // Дальневосточная государственная научная библиотека: офиц. сайт. URL: https://www.fessl.ru/ for-librarian/ninmo/cprbr (дата обращения: 31.01.2023).
  • Непрерывное библиотечное развитие: [презентация] / Рязанская ОУНБ им. М. Горького. URL: http:// www.myshared.ru/slide/264333/ (дата обращения: 31.01.2023).
  • Традиционные и инновационные формы и методы повышения квалификации библиотечных специалистов / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка, Центр проф. развития; сост.: Г. В. Афанасьева, З. М. Саенко; ред. Н. П. Носова. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. обл. науч. б-ка, 2017. URL: https://ngonb.ru/docs/ ЦПР/!%20Повышение_квалификации_СБОРНИК.pdf (дата обращения: 26.05.2023).
  • Кузьмина Н. М. Кадровый потенциал как органичная самоорганизующаяся система // Международный экономический форум 2011. URL: http://be5. biz/ekonomika1/r2011/00720.htm (дата обращения: 31.01.2023).
  • Домбровская И. В., Артемьева Е. Б. Профессиональная деятельность библиотекарей: креативность или творческий подход? // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4, ч. 1. С. 101–103. URL: http://pdf.knigi-x. ru/21kulturologiya/292858-1-udk-023-ivdombrovskayaebartemeva-professionalnaya-deyatelnost-bibliotekarey (дата обращения: 31.01.2023).
  • Сагитова Л. К., Перепелица В. В. Артистизм библиотекаря в организации культурно-досуговой деятельности библиотеки: теоретические, методические и образовательные аспекты: монография. Москва: Литера, 2017. 163, [1] с.
  • Большая психологическая энциклопедия. URL: https://psychology.academic.ru/ (дата обращения: 31.01.2023).
  • Каган М. С. Формирование личности как синергетический процесс // Обсерватория культуры. 2005. № 2. С. 4–10.
  • Вайцехович Н. Ю. Профессиональная адаптация выпускников специальности «Библиотечноинформационная деятельность» // Вестник СанктПетербургского государственного института культуры. 2022. № 4 (53). С. 164–170.
  • Переверзева Ю. А. Профессиональное развитие библиотекаря-библиографа в условиях библиотеки как самообучающейся организации // Культура: открытый формат – 2013 (библиотековедение, библиографоведение и книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение, социокультурная деятельность): сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. Минск, 2013. С. 446–450. URL: http:// repository.buk.by/bitstream/handle/123456789/2832/ PROFESSIONAL’NOE%20RAZVITIE%20BIBLIOTEKARYA. pdf?sequence=1 (дата обращения: 31.01.2023).
Авторы: Туранина Неонила Альфредовна
Фоменко Ирина Григорьевна
Рубрика: Документальная информация
Страницы: 180-188
УДК: 023.5:37
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-2-180-188
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное развитие, модернизация библиотек, профессиональные компетенции, библиотекарь
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь