научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Универсализм наскального искусства: обращение к первоосновам культуры

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Культурологическое осмысление памятников наскального искусства приобретает особую актуальность в связи с необходимостью оценить архаическое культурное наследие в контексте изменившихся социокультурных особенностей жизни. В методологическом плане первобытное искусство осмысливается, исходя из принципа единства всемирно-исторического процесса и существования общего универсального ядра человеческой природы. В качестве инструментария анализа первооснов культуры применяются актуальные положения информационно-семиотических, психоаналитических концепций. В опыте религиозно-мифологической, обрядовой традиции народов Севера скалы с изображениями представляют собой священный объект, почитаются как национальное достояние и религиозная святыня. Современная усложняющаяся ситуация в мире заставляет искать ответы на наиболее значимые проблемы жизни, обращаясь в том числе к первоосновам культуры: ее универсализму, архаическому и традиционному синкретизму, природоцентризму.

  • Кузьмина Любовь Аркадьевна
  • Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Москва: Акад. Проект: Культура, 2008. 496 с.
  • Калина Н. Д. Факторы визуальной коммуникации как осмысление процесса конструирования артефактов культуры // Человек и культура. 2020. № 4. С. 77–91.
  • Лотман Ю. М. Люди и знаки // Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург, 2001. C. 5–11.
  • Sauvet G. La communication graphique paleolithque // Antropologie. 1988. Т. 92, № 1. P. 3–15.
  • Никитина Е. С. Семиотика: курс лекций: учеб. пособие для студентов. Москва: Акад. Проект, 2006. 526 с.
  • Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. Москва: Медиум, 1994. 253 с.
  • Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Москва: ООО Харвест, 2003. 384 с.
  • Юнг К. Г. Психология бессознательного. Москва: Канон, 1994. 317 с.
  • Кузьмина Л. А. Наскальное искусство как национальное наследие // Аналитика культурологии. 2007. № 3 (9). С. 144–149.
  • Окладников А. П. История Якутии. Якутск: Якутгосиздат, 1949. Т. 1. 498 с.
  • Окладникова Е. А. Отражение представлений о мироздании в наскальном искусстве аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 1995. Вып. 1. С. 66–159.
  • Попов Н. С. Экологическая культура якутов. Санкт-Петербург: Астерион, 2009. 162 c.
  • Марфусалова А. Д. Экологические традиции коренных народов Севера как специфическое условие устойчивого развития циркумполярной цивилизации // Циркумполярная культура: Памятники культуры народов Арктики и Севера. Якутск: Северовед, 2000. С. 128–135.
  • Вечная мерзлота и культура. Глобальное потепление и Республика Саха (Якутия), Российская Федерация. Сендай: Центр исследований СевероВосточной Азии, 2019. 72 с.
Авторы: Кузьмина Любовь Аркадьевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 56-61
УДК: 7.031:008
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-3-56-61
Ключевые слова: семиотика культуры, наскальное искусство, универсализм наскального искусства, первобытный синкретизм, архетип, культурное наследие, традиционная культура народов Севера
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь