Иконографические источники композиции картины «Ревекка у колодца» из коллекции Музея музыки
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
В собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства хранится небольшой холст, сюжет которого, судя по характеру персонажей и по особенностям композиционного построения, восходит к ветхозаветной истории Исаака и Ревекки из Книги Бытия. Иконографическим источником для написания картины послужила гравюра Д. Вагнера по произведению Я. Амигони, которую нередко воспроизводили немецкие художники второй половины XVIII – начала XIX вв. Восходящий к тексту Книги Бытия сюжет «Ревекка у колодца» занимает особое место в европейском изобразительном искусстве. В раннесредневековой книжной миниатюре сцена характеризуется сукцессивностью, совмещением нескольких последовательным событий в едином изобразительном поле и обращением к позднеантичным образам, символизирующим источники вод. В искусстве книги эпохи средневековья формируются основные аспекты иконографии и последовательность представления сцен встречи Елеазара и Ревекки. В венецианской живописи периода Ренессанса сюжет обретает динамическую структуру композиции и торжественную праздничность, характерные для школы. В XVII–XVIII вв. формируются три типа трактовки сюжета «Ревекка у колодца» – камерный вариант с полуфигурами персонажей на первом плане, лаконичная замкнутая композиция с героями, представленными в рост, и панорамный пейзаж со стаффажем. К первому типу можно отнести картины К. Маратта, Дж. Б. Пьяцетты, Дж. Б. Тьеполо; ко второму – полотна Б. Строцци, Ф Бола, Н. Пуссена, Б. Э. Мурильо, Я. Хогерса, Ш. А. Куапеля, к третьему – Д. Гаргильо, В. Кастелло, В. ван Нойландта, Ф. А. Маульберча. Сформировавшаяся в эпоху Нового времени иконография сцены «Ревекка у колодца», предполагающая многофигурную композицию в пейзажном обрамлении, получила отражение в композиции из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
- Арутюнян Юлия Ивановна
- Weitzmann K. Influence of Jewish Pictorial Sources // Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago; London: Chicago Univ. Press, 1971. P. 76–95.
- Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century / ed. K. Weitzmann. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1979. 736 p.
- Grabar A. Les voies de la création en iconographie chrétienne: Antiquité et Moyen Âge. Paris: Flammarion, 1994. 442 p. (Champs).
- Réau L. Iconographie de l’art chrétien.. Paris: Presses Univ. de France, 1956. Vol. 2, p. I: Ancien Testament. VIII; 470 p.
- Pericolo L. Caravaggio and Pictorial Narrative Dislocating the Istoria in Early Modern Painting. London: Harvey Miller Publ. (An Imprint of Brepols Publ.), 1994. 675 p.
- Schapiro M. Words and pictures: on the literal and the symbolic in the illustration of a text. The Hague; Paris: Mouton Coll. in libr., 1973. 108 p.
- Коллекции. История музея // Государственный Эрмитаж: офиц. сайт. URL: https://www. hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore (дата обращения: 20.05.2023).