научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Иконографические источники Апокалипсиса в русских стенописях XVII века

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Факт использования гравюр голландских Библий Борхта и Пискатора русскими стенописцами и иконописцами в XVII в. достаточно давно и хорошо изучен, при этом сами увражи практически не становились предметом исследования отечественных ученых. Библии Борхта и Пискатора много раз переиздавались с дополнениями и корректировками. В определенный момент часть гравюр Борхта вошла в состав Библии Пискатора, заменив собой более ранние графические циклы, и в частности Апокалипсис – первый цикл, созданный русскими художниками по западноевропейским гравюрам. Исследования русской монументальной живописи редко касаются типа издания Пискатора, к которому обращались художники. Часто прототипом одного и того же памятника называется Библия Пискатора и Библия Борхта-Пискатора, имеющие при этом существенные различия в составе сцен и рисунке отдельных композиций. Выявление основных отличий гравюр Апокалипсиса в изданиях Борхта и Пискатора позволят наметить пути решения проблемы определения иконографических источников апокалиптических циклов в русских стенописях XVII в., которая в настоящее время является не только нерешенной, но и недостаточно акцентированной.

  • Шемякова Яна Владимировна
  • Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-й. Санкт-Петербург, 1884. 835 с.
  • Грабарь И. Э. История русского искусства. Москва: Изд-во И. Кнебеля, 1913. Т. 6. 536 с.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Новые иконографические источники русской живописи XVII в. // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл: сб. науч. тр. Москва: НИИ теории и истории изобразит. искусств, 1993. С. 190–206.
  • Гамлицкий А. В. Храмы, замки, сады земные и образ Небесного Иерусалима в западноевропейской и русской апокалиптической иллюстрации // Чинякова Г. П., еп. Николай (Погребняк), Гамлицкий А. В. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI–XVII вв. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись. Москва: БуксМАрт. 2017.C. 258–321.
  • ОРиСК ГИМ, Меньш. 1880 («Emblemata sacra, è praecipuis utriusque testamenti historiis concinnata eta Petro vander Burgio figuris aeneis elegantissimis illustrate et jam recensmultis in locis emendate atque edita a Nicolao Iohannis Piscatore. Anno 1639»).
  • ОР РГБ. Ф. 178. № 3274 («Biblia hos est vetus et novum Testamentum iconobus expressum… per Nicolaum Ioannis Piscatorem. Anno 1639»).
  • Thesaurus sacrarum historiarum veteris <…> / J. Snellinck (I), A. Collaert; diverse vervaardigers. Antwerpen: Gerard de Jode, 1585 en/of 1591–1600. Rijksmuseum, RP-P-1988-312. URL: https://www. rijksmuseum.nl/nl/collectie/RP-P-1988-312 (дата обращения: 21.09.2022).
  • ВГМЗ ФКП № 1991 (Theatrum biblicum hoc est historiae sacrae veteris et novi testamenti tabulis aeneis exspressae… per Nicolaum Johannis Piscatorem / C. J. Visscher (II); diverse vervaardigers. Amsterdam: C. J. Visscher, 1643).
  • Den Grooten Emblemata sacra <…> / J. P. Schabaelje, P. V. Borcht (I). Amsterdam, 1653– 1654. Rijksmuseum, RP-P-2015-10. URL: https://www. rijksmuseum.nl/en/collection/RP-P-2015-10 (дата обращения: 14.06.2022).
  • Figures de toutes les plus remarquables histoires <…> / P. V. Borcht (I). Amsterdam: Michel Colin de Thovoyon, 1613. Nat. Libr. of the Netherlands (original from the Univ. of Amsterdam). URL: https://books.google. ru/books?id=haRiAAAAcAAJ&pg=PA6&hl=ru&source=g bs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 10.10.2022).
  • Emblemata sacra <…> Bernardo Sellio Noviomago & Petrro vander Burgio Figures aeneis elegantissimis illustrate / P. V. Borcht (I), B. Sellius. Amsterdami: Michiel Colijn, 1613. Rijksmuseum, BI-1919-77. URL: https://www. rijksmuseum.nl/nl/collectie/BI-1919-77 (дата обращения: 14.06.2022).
  • Theatrum biblicum <…> editum per Nicolaum Johannis Piscatorem / C. J. Visscher (II); diverse vervaardigers. Amsterdam: C. J. Visscher, 1674. C коммент. М. Хонникова // Internet Archive. Цифровая библиотека. URL: https://archive.org/details/libgen_00189525/page/ n3/mode/2up (дата обращения: 10.10.2022).
  • Theatrum biblicum <…> editum per Nicolaum Johannis Piscatorem / C. J. Visscher (II); diverse vervaardigers. Amsterdam: C. J. Visscher, 1643. Rijksmuseum, RP-P-1976-30. URL: https://www.rijksmuseum.nl/nl/collectie/RP-P-1976-30 (дата обращения: 10.10.2022).
  • Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. Москва: Индрик, 2008. 364 с.
  • Никитина Т. Л. К проблеме датировки росписи церкви Воскресения ростовского архиерейского дома // XI научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944–1995): сб. ст. / Яросл. худож. музей. Ярославль: Аверс Пресс, 2007. С. 50–56.
Авторы: Шемякова Яна Владимировна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 130-134
УДК: 7.046.3(=161.1)”16”
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-3-130-134
Ключевые слова: древнерусское искусство, русская стенопись XVII в., Апокалипсис, Библия Пискатора, Библия Борхта, иконография
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь