История формирования и методологическая база современной художественной критики
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Художественная критика и искусствоведческая журналистика прошли путь от теоретических трактатов к аксиологическим суждениям в XVIII–XIX вв. и к интерпретационному подходу в ХХ– XXI вв. На современном этапе теория искусства тяготеет к сфере философии, эстетики, культурной антропологии, социологии, новая художественная критика подменяет теорию искусства, авторский характер интерпретации отражает тенденцию от всеобщего к индивидуальному. Динамика обновления методологии суждения становится дополнительным фактором развития формы, высказывание критика позиционируется как публицистика и аналитика, что приводит к формированию комплексной структуры оценочно-интерпретационного толка. Территория презентации арт-объекта трансформирует принцип интерпретации и влияет на формат искусствоведческого текста. Ценностно ориентированная критика уступает свое место авторскому подходу и интерпретации по причине трансформации структуры институций культуры, отказа от нормативности, изменением видовой и жанровой стратификации, трансформацией принципов репрезентации произведений искусства и способов обнародования визуальных материалов. Авторский характер текста, отказ от целостной системы критериев и определенная субъективность порождают эссеизм. Изменение форм публикаций, новые информационные технологии и носители сформировали электронный тип изданий: развивается «музейная критика», журналы, сборники, периодика, отзывы и обзоры появляются в электронных СМИ. Выставочная деятельность и галерейная практика сохраняют формат каталогов и буклетов, научная работа – сборников статей, периодических изданий, монографий. Методология современной художественной критики предопределена ее местом в структуре социальных институтов культуры, типом издания и аудиторией, особенностями решения издательских и редакционных проблем.
- Арутюнян Юлия Ивановна
- Уильямс Г. Как писать о современном искусстве / [пер. Е. Рубиновой]. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017. 367 с. (Garage pro).
- Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения: коллектив. монография / Н. Брагинская и др.; под науч. ред. Т. Автухович, при участии Р. Мниха, Т. Бовсуновской. Siedlce, 2018. 703 с.
- «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сб. ст. / сост. Д. В. Токарев. Москва: НЛО, 2013. 572 с.
- Zeitlin F. Figure: Ekphrasis // Greece and Rome. 2013. Vol. 60, iss. 1. P. 17–30.
- Кантемир А. Д. Собрание стихотворений / под ред. П. Н. Берков. 2-е изд. Ленинград: Совет. писатель, 1956. 557 с. (Библиотека поэта. Большая серия).
- Батюшков К. Н. Прогулка в Академию художеств: Письмо старого московского жителя к приятелю, в деревню его N. // Сын Отечества. 1814. Ч. 18, № 49. С. 121–132; № 50. С. 161–176; № 51. С. 201–215.
- Верещагина А. Г. Критики и искусство : очерки истории русской художественной критики середины ХVIII – первой трети ХIХ века. Москва: Прогресс-Традиция, 2004. 739, [4] с.
- Гройс Б. Утопия и обмен: Стиль Сталин. О новом. Статьи. Москва: Знак, 1993. 374 с.
- Асоян А. А. От Дидро до Деррида. Философско-эстетические основы художественной критики. Санкт-Петербург: Алетейя, 2016. 586 с.