научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Музыкальные идеи и образы в творчестве К. С. Петрова-Водкина

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

К. С. Петров-Водкин (1878–1939) – выдающийся отечественный живописец, график, иллюстратор книг, театральный художник. Также он известен как автор литературных произведений, работ теоретического характера по вопросам искусства и тонко чувствующий музыку человек. Сравнения и образы, несущие в себе музыкальную семантику, появляются в литературных произведениях Петрова-Водкина. С родными и близкими он делится в письмах о своих опытах общения с музыкой, из воспоминаний современников мы знаем о его удачных опытах игры на скрипке и фортепиано. Не удивительно, что музыка на символическом уровне органично присутствует и в ряде его живописных работ. В первую очередь это раннее символистское творчество художника, где появляются образы, несущие в себе музыкальное значение или мотивы танца и пляски. Однако уже на начальном этапе послереволюционного творчества музыкальной пластики и ритмики в его работах становится все меньше. Тем не менее можно выделить ряд натюрмортных композиций, включающих образ скрипки, – любимого художником музыкального инструмента. Можно заключить, что «музыкальные» работы Петрова-Водкина аттрактивны, наполнены экспрессией и выразительным колоритом. Музыка на ассоциативном уровне присутствует в каждой из них, что достигается за счет ритмической организации композиции и присутствия определенных символов, таких как ноты, музыкальные инструменты, танцевальные движения фигур. Все это усиливает художественную образность картин и углубляет их идейно-смысловое значение. Исследованию музыкальных мотивов и образов в творчестве Петрова-Водкина на сегодняшний день не посвящено крупных исследовательских работ, тем не менее указанный аспект изучения творчества художника представляется актуальным. В данной статье предпринимается попытка систематизировать образы с музыкальным значением в работах данного художника, провести их анализ и наметить новые направления изучения творческого наследия Петрова-Водкина.

  • Христолюбова Татьяна Павловна
  • Бенуа А. Н. Художественные письма. Выставка К. С. Петрова-Водкина // Речь. 1909. 19 нояб. C. 2.
  • Дмитриев В. Купание красного коня // Аполлон. 1915. № 3. С. 13–20.
  • Андреев Л. Картина Петрова-Водкина («Мир искусства») // Русская воля. 1917. 23 февр. С. 3.
  • Шагинян М. К. С. Петров-Водкин (Эскизы к монографии) // Русское искусство. 1923. № 1. С. 9–16.
  • Голлербах Э. У К. С. Петрова-Водкина // Прожектор. 1926. № 16. С. 23–24.
  • Пунин Н. Оптимистическое искусство. (К выставке картин К. С. Петрова-Водкина) // Архитектурная газета. 1937. 12 янв. С. 4.
  • Юон К. Выставка картин К. С. Петрова-Водкина // Известия. 1937. 26 февр. С. 3.
  • Адаскина Н. Л. Педагогическая система К. С. Петрова-Водкина // Очерки по русскому и советскому искусству. Ленинград: Художник РСФСР, 1974. С. 280–307.
  • Русаков Ю. А. Петров-Водкин. Ленинград: Искусство, 1975. 135 с.
  • Гутина Р. Живописная пластика как выражение большой идеи // Искусство. 1987. № 10. С. 17–20.
  • Селизарова Е. Петров-Водкин и его ученики // Творчество. 1989. № 6. С. 27–28.
  • Тарасенко О. К. Петров-Водкин и традиции древнерусской живописи // Творчество. 1978. № 11. С. 8–9.
  • Адаскина Н. Л. «Право человека быть божественным…» // Библия в культуре и искусстве: материалы науч. конф. «Випперовские чтения – 1995». Вып. 28. Москва: Гос. музей изобразит. искусства им. А. С. Пушкина, 1996. С. 251–271.
  • Грибоносова-Гребнева Е. В. Французские «реализмы» 1920–1930-х годов и живопись К. С. Петрова-Водкина // Искусство ХХ века. Итоги столетия: избр. материалы конф., дек. 1999 г. Санкт-Петербург: Гос. Эрмитаж, 2003. С. 51–56.
  • Бородина В. И. К. С. Петров-Водкин. Новая оптика для коллектива Земли: монография / Фонд президент. грантов. Хвалынск: Сосновый остров, 2021. 388 с.
  • К. С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы / сост. сб., вступ. ст. и коммент. Е. Н. Селизаровой. Москва: Совет. художник, 1991. 385 с.
  • Соколов Е. Г. Модерн – декаданс: Р. Вагнер и символизм // Miscellanea humanitaria philosophiae: очерки по философии и культуре: к 60-летию проф. Ю. Н. Солонина. Санкт-Петербург, 2001. C. 235–244.
  • Государственный Русский музей. Ф. 105. Ед. хр. 8. Л. 2.
  • Шапорина Л. В. Дневник: в 2 т. [2-е изд.]. Москва: Новое лит. обозрение, 2012. Т. 2: [1946–1967]. 628 с.
  • Батракова С. П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. Москва: Наука, 1990. 300 с.
  • Голлербах Э. Выставка К. С. Петрова-Водкина // Жизнь искусства. 1920. 22 июля. C. 1.
  • Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия / авт. вступ. ст. Ю. Русаков. Ленинград: Искусство, 1970. 629 с.
  • Анисимов Е. В. Русское искусство глазами историка, или Куда ведет Сусанин. Санкт-Петербург: Арка, 2016. 360 с.
Авторы: Христолюбова Татьяна Павловна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 129-134
УДК: 75(092)”1878/1939”(=161.1):78
DOI: 10.30725/2619-0303-2023-4-129-134
Ключевые слова: К. С. Петров-Водкин, русский символизм, живопись, музыкальные образы в живописи, танец в живописи, музыкальные инструменты в живописи, советское искусство 1920-х гг.
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь