К вопросу о процессуальной природе сценического творчества
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Статья посвящена вопросам методологии живого театра. Основной материал статьи – это практика Санкт-Петербургского государственного Академического Малого драматического театра – Театра Европы, а также методологические воззрения Художественного руководителя театра Льва Додина. Практика Л. Додина дает богатый материал для обсуждения проблем, связанных с кризисом живого театра, наблюдающимся в последнее время. В центре проблемы методологии живого театра – лежит вопрос об эфемерности драматического искусства. Лев Додин – один из немногих режиссеров, понимающих и на практике учитывающих сущностный характер этой эфемерности. Эфемерность драматического театра объективна, она вызвана живым характером его материала. Материал драматического театра – процессуален. Изучение процессуальной природы сценического взаимодействия должно составлять главную суть сценической методологии. Практика Л. Додина дает блестящие примеры решения этого вопроса. В статье рассматривается ряд методологических открытий Л. Додина, основанных на глубинном понимании им процессуальной природы драматического театра. Открытия Л. Додина вносят ясность во множество профессиональных вопросов: вопрос соотношения сценического процесса и сценических результатов, вопрос перманентности сценического процесса и сценического поиска, вопрос техники сценической импровизации, вопрос возвращения первоначального смысла многим формулам, открытым в свое время К. С. Станиславским («не верю!», «я – есмь», «я – в предлагаемых обстоятельствах»), вопрос соотношения жизненного и сценического, вопрос современной трактовки механизма образования сценического действия, вопросы, связанные с методом действенного анализа и этюдным методом. Статья выполнена на базе материалов, включенных в книги, изданные в последнее время Л. Додиным, а также на основе записей репетиций Л. Додина, которые автор статьи вел, начиная с 1997 г., регулярно бывая на репетициях в Малом драматическом театре – Театре Европы.
- Фунтусов Владимир Павлович
- Мастер-класс актерского курса Л. А. Додина: видеозапись, 8 июня 2009 г., Санкт-Петербург, С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства // Лич. арх. авт. 1 вк.
- Додин Л. А. Путешествие без конца: диалоги с миром. СПб.: Балтийские сезоны, 2009. С. 159.
- Эфрос А. В. Книга четвертая. М.: Парнас, 1993. С. 357.
- Режиссерский театр от Б до Ю: разговоры под занавес века. М.: Моск. худож. театр, 1999.
- Эфрос А. В. Продолжение театрального романа. М.: Панас, 1993. С. 159–160.
- Эфрос А. В. Профессия – режиссер. М.: Панас, 1993. С. 122.
- Эфрос А. В. Репетиция – любовь моя. М: Панас, 1993. С. 294–295.
- Акимов Н. П. Театральное наследие: в 2 кн. Л.: Искусство, 1978. Кн. 2. С. 17.