Современная детская книжная иллюстрация: композиция, пространство, движение, время
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Композиция в современной детской книге связана с решением проблем пространства и движения. Динамика является частью структуры книги, система книжного дизайна обусловлена движением сюжета, динамичны принципы рецепции, ритм шрифта и чередование изображений. Принципы построения пространства в современной детской книге связаны с ведущими средствами художественной выразительности искусства графики. Пространство книги превращается в нарратив, пространство истории; пространство повествования выступает в качестве темы изображения, повествовательна и пустота как своеобразная фигура умолчания. Пространство как художественный прием использует принципы панорамы, деления на планы, расположения линии горизонта. Трансформация времени в структуре современной детской книги ориентирована на концепцию диалога сюжета и изображения. Время задействует комплекс рецепции, акцентируя внимание на восприятии, рассматривании, интерактивных практиках, книжный дизайн может использовать принцип повтора и возврата. Стиль эпохи и шрифт могут маркировать эпоху. Пространство и время выступают в книжном дизайне как система развития сюжета, пространственно-временной континуум. Время повествования, время художника и время зрителя могут существовать в синхронном и диахронном формате. Время как изменение героя предполагает интерпретацию темы, изменение пространственных координат, поиск, изучение, движение. Использование определенной точки зрения и ракурса в композиции современной детской книжной иллюстрации достигается приемом дублирования смотрения, изображением «со спины» или сверху, панорамным видом и фрагментацией. Нередко применяется и классическая «живописная» композиция и пространственное построение. Тема движения в композиции книги сопряжена с популярностью типа книги-травелога (сказки странствий-становления героя, познавательная литература, литература путешествий, путеводители). Методы построения пространства в системе композиции книги – вид сверху, угловая композиция, совмещение пространственных планов, крупный план. Динамика шрифта соотносится с динамикой текста, буквы «оживают». Ряд эффектов связан с новыми медиа: мультипликация, кинематографический эффект пространства, театрализация, имитация узнаваемой заставки. Серийный характер изображений может применять последовательное расположение стадий движения, «раскадровку», поэтапное приближение или удаление объекта, диалогическую композицию, крупный план.
- Арутюнян Юлия Ивановна
- Волков Н. Н. Композиция в живописи. Москва: Искусство, 1977. 263 с.
- Бакушинский А. В. Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства. Москва, 1923. 261 с.
- Панофский Э. Перспектива как «символическая форма»; Готическая архитектура и схоластика. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. 334 с.
- Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: очерк основных методов. Москва: Наука, 1980. 288 с.
- Дубровин В. М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция: монография. Москва: Моск. гор. пед. ун-т, 2017. Ч. 2. 151 с.
- Авсиян О. А. Искусство композиции: учеб. пособие. Москва: Звонница-МГ, 2018. 222 с.
- Анушин Б. Ю., Клюшкин И. В., Фуртай-Проскурина И.-Ф. В. Теория и история композиции в искусстве и дизайне: теория и практика: учеб. нагляд. пособие. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. 80 с.
- Лаврухин Н. Ю. Композиция. Искусство книги: учеб.-метод. пособие. Санкт-Петербург: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2019. 51 с.
- Бадян В. Е., Денисенко В. И. Основы композиции: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Акад. проект, 2021. 173 с.
- Петров-Водкин К. С. Хлыновск; Пространство Эвклида; О «Мире искусства»: [очерки]. Москва: Фортуна ЭЛ, 2011. 379 с.
- Кочергин Э. С. Категории композиции. Категории цвета: практ. исслед. основных понятий: учеб. пособие для студентов. Санкт-Петербург: Вита Нова, 2019. 156 с.