научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Культурные реминисценции в современном авторском ювелирном искусстве России

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Термин «реминисценция» редко применяется в современных исследованиях, посвященных декоративному искусству. Пример того, как он работает в этой области, дается на основе анализа авторского ювелирного искусства России. Теоретические осмысления термина, предложенные различными исследователями и высказанные ими положения, сопоставляются с уникальными произведениями ведущих художников-ювелиров 1930–2020-х гг. На конкретных примерах заимствований, придерживаясь утвердившейся периодизации и реалий художественно-исторического контекста, анализируются проявления частных форм реминисценций: цитирование – «дословная» точность; репликация – с изменениями; компиляция – использование частей для создания целого; вариация – видоизменение элементов; стилизация – подражание декоративным эффектам. «Реминисценция» рассматривается как инструмент художника-ювелира, к которому он прибегает в решении конкретных творческих задач.

  • Перфильева Ирина Юрьевна
  • Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. М., 1989. С. 427–468.
  • Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова (гл. ред.) и Л. С. Шаумяна. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Совет. энциклопедия, 1964. С. 602.
  • Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. Санкт-Петербург: ИКАР, 1993. С. 186.
  • Багдасарова И. Р. Термин «реминисценция» в искусствознании: (теория вопроса) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 130. С. 205–213.
  • Гадамер Г. Актуальность прекрасного. Москва: Искусство, 1991. 366 с.
  • Дементьева С. В. Роль и значение реминисценций в постижении ценностно-смыслового содержания социальной памяти: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2000. 18 с.
  • Безручко О. С. Реминисценция и язык постмодернизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2011. № 127. С. 195–199.
  • Пупарев А. А. Художественная эмаль. Москва: КОИЗ, 1948. 84 с.
  • Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала XXI века. СанктПетербург: Азбука-классика, 2007. 484 с.
Авторы: Перфильева Ирина Юрьевна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 142-146
УДК: 739(470)”19”
DOI: 10.30725/2619-0303-2024-1-142-146
Ключевые слова: реминисценция, цитирование, репликация, компиляция, вариация, художник-ювелир, ювелирное произведение
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь