Смеховая культура средневековья в жесте о Гильоме Оранжском
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Впервые на основе анализа текстов эпических произведений раннего и развитого средневековья исследуется отражение в смеховой культуре присвоения народным сознанием социально значимых ценностей и согласия с социальной стратификацией общества. Осмеяние папы, священников, знати, дам, рыцарства наряду с наличием идеализированного героя из высшего сословия говорит о принятии народом модели общественных отношений. Выявлены особенности двух слоев воинской субкультуры: народа, воспринимавшего войну как бедствие, и благородного сословия, для которого война была образом жизни. Амбивалентность воинской субкультуры средневековья позволила выработать рыцарские кодексы чести, которые стали основой кодексов офицерской и воинской чести современных армий, и сохранить прагматичное восприятие войны как процесса организованного убийства, что препятствовало неуместной идеализации врага на поле боя. В комплексе особенности указанных субкультур обеспечивали как решение основной задачи любой войны - уничтожение противника, так и ограничение насилия и сохранение идентичности и психического здоровья комбатантов.
- Зверев Сергей Эдуардович
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Худож. лит., 1990. 543 с.
- Титмар Мерзебургский. Хроника: в 8 кн. 2-е изд. Москва: Рус. панорама, 2009. 254 с.
- Песни о Гильоме Оранжском. Москва: Наука, 1985. 575 с.
- Песнь о Роланде: старофранцузский героический эпос. Москва; Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1964. 192 с.