«Воспитательные» музеи Петрограда 1920-х гг. – проблемы классификации и типологии
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Классификация музеев – один из наиболее проблемных вопросов музеологии. Исследователи предлагают самые разные принципы и подходы классификации по мере возрастания числа и своеобразия музеев в мире – от местоположения и форм финансирования до профиля и числа обслуживаемых посетителей. Целью данной статьи является освещение деятельности музеев Петрограда в области музейного строительства в 1920-е гг., исканий новых для своего времени форм работы и технологий, а также причин невостребованности этих технологий по мере развития и становления в стране музейной сети. Именно в этот период реализуются идеи воспитательного музея, музея для взрослых, который не ставил своей задачей транслировать определенное количество знаний, но содействовать формированию потребности самообразования.
- Воронко Александр Николаевич
- Весь Петроград: адрес. и справ. кн. на 1922 г. /под ред.: А. И. Гессена, Я. В. Лившица. Петроград: Изд-во«Петроград», 1922. ч. 1. 900 cтб. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000020004/view (дата обращения: 02.12.2020).
- Шуманский И. И. Педагогический музей ведомствавоенно-учебных заведений России – один из основныхцентров в развития отечественной военной педагогикиРоссии // Вестник Российского университета кооперации.2012. № 3 (9). С. 143–146.
- Сто лет служения культуре: очерки истории С.-Петерб. гос. ин-та культуры / под общ. ред. А. С. Тургаева.Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. 184 с.
- Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 327.Санкт-Петербургский государственный университеткультуры и искусств. 1918 г. – по наст. время. Оп. 1.Д. 23. Л. 5–6.
- Новорусской М. В. Подвижной музей учебныхпособий при Постоянной комиссии по техническомуобразованию ИРТО. 1895–1910 гг.: кто пользуется музеем.Санкт-Петербург, 1910 36 с.
- Новорусский М. В. Исторический очерк: музей внастоящем: перспективы дальнейшей работы / Центр.Внешкол. пед. музей. Петроград, 1922. 56 с.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 17. Л. 10.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 17. Л. 23.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 23. Л. 6.
- От Института внешкольного образования //Внешкольное образование. Петроград, 1919. № 2/3.C. 91–93.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 58. Л. 24.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 44. Л. 6.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 17. Л. 5.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 17. Л. 13 об.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика: учеб. пособие. Москва: Высш. шк., 2004. 215 с.
- Вольперт И. Опыт массовой санкультработы театрасанкультуры на Урале и в Кузбассе [театр Ленинградскогодома санитарной культуры] // Методика и практика массовой санитарно-культурной работы: опыт работы Ленингр.дома санитар. культуры за 1932–1934 гг. Ленинград; Москва,1936. С. 51–63.
- Свечарник Б., Зарецкий И. Работа театра малыхформ Дома санитарной культуры в районах Ленинградскойобласти // Методика и практика санитарно-культурнойработы: опыт работы Ленингр. дома санитар. культуры за1935–1936 гг. Ленинград, 1937. Вып. 2. С. 71–75.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 276. Управление культурно-просветительными предприятиями Ленсовета (1938–1945).Д. 40 Л. 1 об.
- Богомолов Н. Дом занимательной науки // Нева.2003. № 5. С. 276–282.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 276. Управление культурно-просветительными предприятиями Ленсовета (1938–1945).Д. 40 Л. 19