научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Мероприятия циклового типа как перспективное направление деятельности литературного музея

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Долгосрочные, обоюдоинтересные взаимоотношения с публикой являются целью работы всех музеев мира. Автор статьи предполагает, что перспективной формой организации музейных мероприятий являются программы регулярного типа, сформированные в тематические циклы. В статье освещаются как теоретические обоснования, так и практические доводы, подчеркивающие актуальность применения данной формы мероприятий в практике музеев. Основой исследования стал опыт Всероссийского музея А.  С.  Пушкина, который продемонстрировал возможность многогранного освещения заданной темы в рамках тематических циклов, синтезируя в одном мероприятии разные формы воздействия на посетителя. Обзор программ циклового типа двух других музеев – Государственного музея А. С. Пушкина и Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля подкрепляет выводы о том, что данная форма организации мероприятий способствует развитию культурно-образовательного аспекта музейной деятельности, увеличению числа постоянных посетителей, повышению профессиональной мотивации музейных сотрудников, а также формирует благоприятный имидж музея, повышая его конкурентоспособность. Перспективность мероприятий циклового типа находит свое отражение в современных тенденциях в обществе к самообразованию.

  • Зайцева Мария Викторовна
  • Министерство культуры РФ подвело итоги за восемь лет работы // Кулььтура. РФ. URL: https:// www.culture.ru/news/255395/ministerstvo-kultury-rfpodvelo-itogi-za-vosem-let-raboty (дата обращения: 21.02.2021).
  • Статистика культуры 2016. Ежегодное справочное издание о состоянии культуры Российской Федерации в цифрах. Москва, 2017. 292 с.
  • Мигунова Ю. В. Показатель посещаемости музеев как фактор проявления социально-культурных потребностей населения регионов России // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 1. С. 13–15.
  •  Дриккер А. С. Музейный бум как феномен демократической культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 6. 2012. № 3. С. 10–14.
  • Зиновьева Ю. В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.03. Санкт-Петербург, 2000. 19 с.
  •  Будко А. А. Кризис современного музея: между универсальностью и уникальностью // Музей. 2009. № 9. С. 32–36.
  •  Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков: сб. док. и материалов / отв. ред. Э. А. Шулепова. Москва: Рос. ин-т культурологии, 2010. 957 с.
  •  Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Михайловская пушкиниана: сб. ст. / Гос. музей-заповедник «Михайловское». Москва, 2001. Вып. 19. С. 5–16.
  •  Реализация стандартов 2-го поколения в школе: проблемы и перспективы // Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. URL: http://yspu.org (дата обращения: 21.02.2021).
  •  Князев В. Почему в России стало популярно ходить на платные лекции // Деловой Петербург. 2017. 20 янв. URL: https://www.dp.ru/a/2017/01/19/Umnie_v_ gorode (дата обращения: 22.02.2021).
  •  Абонемент «Мир Музея» в Музее-усадьбе Г. Р. Державина // Музеи России. URL: http://museum.ru/ N51400 (дата обращения: 21.02.2021).
  •  Год литературы // Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. URL: https://www. pushkin.institute/projects/god_literatury (дата обращения: 21.02.2021). Мероприятия циклового типа как перспективное направление деятельности...34 Вестник СПбГИК № 1 (46) март · 2021
  •  Всероссийский музей А. С. Пушкина. Год литературы / рук. проекта и авт. концепции С. М. Некрасов. Санкт-Петербург: Творческая мастерская «Серебряные ряды», 2015. 108 с.
  •  «Живая и верная статистика России» // Музеи России. URL: http://museum.ru/N60145 (дата обращения: 21.02.2021).
  •  Образовательные программы // Всероссийский музей А. С. Пушкина. URL: http://www.museumpushkin. ru/kulturno-prosvetitelskie_programmy/obrazovatelnye_ programmy.html (дата обращения: 21.02.2021).
  •  Цикл программ «Тургенев и его время. Разговор в музейных интерьерах» // Государственный музей А. С. Пушкина. URL: http://www.pushkinmuseum. ru/?q=event/cikl-programm-turgenev-i-ego-vremyarazgovor-v-muzeynyh-intererah (дата обращения: 22.02.2021).
  •  Как коронавирус меняет сферу культуры: балет онлайн и аплодисменты миллионов невидимых зрителей // Счетная палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaetsferu-kultury-balet-onlayn-i-aplodismenty-millionovnevidimykh-zriteley (дата обращения: 22.02.2021).
  •  Детский центр // Государственный музей А. С. Пушкина. URL: http://www.pushkinmuseum.ru/?q=det_ center/abonement (дата обращения: 22.02.2021).
  • Государственный музей А. С. Пушкина. URL: http://www.pushkinmuseum.ru/ (дата обращения: 22.02.2021).
  •  Проект «Человек в других людях» // Государственный литературный музей. URL: https://goslitmuz.ru/ projects/172/2769/ (дата обращения: 22.02.2021).
  •  Литературно-музыкальный альманах «Вокруг Достоевского» // Государственный литературный музей. URL: https://goslitmuz.ru/projects/172/7408/ (дата обращения: 22.02.2021).
  •  Семейные межмузейные абонементы – 2019 // Государственный литературный музей. URL: https://goslitmuz.ru/poster/10187/ (дата обращения: 22.02.2021).
  •  Павлова Н. Новые смыслы музейной коммуникации: от бытия знания – к событию постижения // Музейная коммуникация: модели, технологии, практики / Рос. ин-т культурологии. Москва, 2010. С. 83–97.
  •  Шестак О. В. Факторы формирования и развития имиджа музея // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 33. С. 274–281.
  •  Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Публичный лекторий как форма интеллектуального досуга современного горожанина в креативных пространствах города // Манускрипт. Тамбов, 2018. № 6 (92). С. 80–84
Авторы: Зайцева Мария Викторовна
Рубрика: Культурология
Страницы: 28-35
УДК: УДК 069.12:82
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2021-1-28-35
Ключевые слова: цикловые мероприятия, аудитория музея, постоянный посетитель, музейный абонемент, цикл лекций, имидж музея, литературные музеи, музей и общество, культурно-образовательные программы, Всероссийский музей А. С. Пушкина
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь