Сложноподчиненные предложения с временными отношениями в практике преподавания русского языка как иностранного
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Статья посвящена проблеме использования сложноподчиненных предложений расчлененной структуры, которые выражают временные отношения, в практике преподавания русского языка как иностранного.
С этой целью проведен анализ учебников, предназначенных для преподавания русского языка в иностранной аудитории (уровни А1, А2 и В1). Проведенный анализ показал, что в курсе РКИ на начальном и среднем этапах обучения презентуются почти все специализированные временные союзы (прежде чем, пока не, до того, как, перед тем как), которые выражают отношения предшествования. Из данной группы союзов на анализируемых уровнях отсутствует союз до тех пор, пока не. В ходе исследования установлено, что семантические разновидности временных отношений, являясь коммуникативно необходимыми в обучении РКИ, вводятся на базовом уровне посредством союза когда, на первом уровне с помощью союзов когда, пока, а также почти всеми специализированными союзами, которые являются носителями частных дифференцированных значений – ограничения, опережения, преждевременности, внезапности, прерванности.
- Цховребов Алан Солтанович
- Антонова В. Е., Нахабина М. М., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник рус. яз. (базовый уровень). 14-е изд. СПб.: Златоуст, 2019. 256 с.
- Антонова В. Е., Нахабина М. М., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник рус. яз. (первый уровень – I). 4-е изд. СПб.: Златоуст, 2011. 200 с.
- Антипова И. А., Сидорова О. Ю., Смирнова И. В., Федоренко А. А. Русский язык (как иностранный): базовый уровень: учебник / под общ. ред. Т. Е. Токаревой. М.: Воен. ун-т, 2020. 484 с.
- Антипова И. А., Сидорова О. Ю., Смирнова И. В., Федоренко А. А. Русский язык (как иностранный): первый сертификац. уровень: учебник / под общ. ред. Т. Е. Токаревой. М.: Воен. ун-т, 2020. 536 с.
- Шувалова С. А. Смысловые отношения между частями сложного предложения и способы их выражения: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.02.01 / Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. Москва, 1990. 37 с.
- Бондарко А. В. Шелякин М. А., Храковский В. С. и др. Теория функциональной грамматики / Ин-т языкознания АН СССР. Л.: Наука, 1987. 347 с.
- Мустайоки А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. М.: Языки славян. культуры, 2010. 512 с.
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Ин-т рус. яз. РАН им. В. В. Виноградова, 2004. 544 с.
- Формановская Н. И. Сложное предложение в современном русском языке: теория и упражнения. М.: Рус. яз., 1989. 192 с.
- Логвинова Н. Н. Конструкция временного типа с союзом пока со значением ограничения действия главного предложения действием придаточного на фоне их полного совпадения // Сложное предложение и текст: межвуз. сб. ст.. Орел: Орелский гос. ун-т, 2002. С. 39.
- Баско Н. В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по русс. яз. для иностран. учащихся. 7-е изд., испр. М.: Рус. яз. Курсы, 2017. 272 с.
- Книга о грамматике: Русский язык как иностранный / под ред. А. В. Величко. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 648 с.